НАИВ. "Рок"
CПОРНЫЙ тезис о том, что аутентичный панк-рок умеют играть только на берегах Туманного Альбиона, с завидным упорством подтверждают отечественные панк-группы. У "Наива" сырой, рваный саунд британских панкеров 70-х вылизан и выхолощен до такой степени, что игрушечная агрессивность Offspring кажется просто каким-то эталоном-образцом панк-рока в его первозданном понятии. Практически идеальная сыгранность и ровно выстроенные партии дискредитируют саму идею панк-рока, предполагающую бунтарство и нестандартность не только в социальном, но и в музыкальном плане. За 13 лет своего существования до настоящего момента "Наив" не выпустили ни одного концертного альбома. К безмерной радости фэнов, утомившихся покупать непотребного качества Iive-бутлеги любимой группы, "Наив" произвели-таки на свет концертник, не без оснований посчитав, что они для этого уже созрели. Добротный такой, солидный концертный альбом. Не зная "Наив" с их стилистическими претензиями, ни за что не догадаешься, что это теперь называется панк-роком. Ну хоть бы раз мимо нот сыграли!
НЕОТСТОЙ-2001, Часть 1
ПРИ ПРОСЛУШИВАНИИ "неотстойного" сборника нужно учесть одну вещь: диск рассчитан на средний и старший школьный возраст: об этом говорят и состав исполнителей, и курьезное оформление внутренней стороны обложки в виде клетчатой тетрадной странички.
Диск поделен на две части: рэп и альтернатива - с перевесом в сторону первого.
На диске представлено 9 вещей, из которых некоторые выполнены непрофессионально (позитивные "Big Black Boots"), а некоторые больше напоминают ученические опыты (слезливо-подростковые романсы от "Музыки слов" и "Max вне tela"). Остальные - где-то посередине.
Альтернативная часть так же пафосна и потому звучит довольно забавно: тексты, пропитанные завистью к так называемым богатым, ненавистью к рекламе, которая "удавом спутала нас", и протестами против других "прелестей" капитализма, кажутся вышедшими из-под пера подростка-максималиста, а уж никак не взрослых дядь с фотографии в буклете. "Чугунный скороход" цитирует битловский "Helter Skelter", добавив к нему смешные слова, Дельфин продолжает "любить людей", а "Namba Won" откровенно признаются: "После морковки в постели я ловкий". А еще взрослые люди...
НЕОТСТОЙ-2001, Часть 2
BО ВТОРОЙ части сборника хип-хоп и альтернатива находятся примерно в равных пропорциях, и диск получился более зрелым, чем его предшественник. Впрочем, налицо снова детские попытки "взорвать эфир", которые оборачиваются простым сотрясением воздуха. Исполнители, застывшие в позах звезд в буклете, опять и опять надиктовывают свои непроходимо серьезные тексты, а еще Р. Гари сказал, что чрезмерная серьезность делает человека больным.
На рэповой части отличились незабвенные мачо из "Мальчишника", наложившие развеселый текст на фанки-ритм, сдобренный духовыми, "G-Style Mafia" со своим балалайка-рэпом и рефреном "Ходят кони над рекою", и "Точный удар", который выглядит попрезентабельнее своих собратьев. Вновь на однообразный ритм, лупы и скретчи накладываются тексты, эксплуатирующие общественные стереотипы и мифы про "плохое" государство, продажное правосудие, засилие криминала, словно подслушанные у бабушек возле подъезда. Что ж, нет ничего проще, чем вогнать тинейджеров в депрессию.
Из самых известных альтернативщиков на диске представлены замеченные с ДеЦЛом "Мэд Дог" и "I. F. K.", хотя из ряда себе подобных они особо ничем не выделяются: те же столь милые подростковому сердцу агрессивность, шум, "глубокомысленная" "лирика". Помягче и повразумительнее звучат "Кризис Dance" и тем самым рискуют потерять очки в свою пользу. "Tractor Bowling" изо всех сил пытаются "сделать" "Guano Apes". Одним словом, навязшие в зубах хардкор, индастриал и металл.
Так что, чувак! Ты че сидишь? Попроси у мамы денег, купи этот CD и заклейми тех, кто не с тобой! Yo, brother!
МЭД ДОГ "На заре"***
ЯРКАЯ, цепляющая музыка с терпким привкусом актуальности и правильной ориентированности в свое время определила МЭД ДОГ одной из настоящих российских рок-н-ролльных команд. Когда-то давно все начиналось с мелодичного мейнстрим-рока, теперь музыка МЭД ДОГ разбавлена многочисленными экспериментами - современными компьютерными заморочками. Макси-сингл "На заре" - это 4 новые композиции: уже завсегдатая радиостанций "Твой IQ", свежак "Лицо", "Дождь" - перепетая по просьбам трудящихся на русском языке песня с дебютного альбома и кавер-версия "На заре" АЛЬЯНСА. Также ремиксы Dirty moleculas и несколько инструментальных моментов: небольшая клавишная композиция "Город" и "Outro" доказывают, что не зря число продаж сингла уже превышает популярный "6.3.0". В общем, получился законченный самодостаточный продукт, записанный выдержанно и заметно профессионально.
Облака в помаде
МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
ПЕРВАЯ же вещь, уже подзатасканные на радио "Облака в помаде", настораживает - уж не ослышался ли? Такое впечатление, что случайно наткнулся на лихой андеграунд типа борца за свободу А. Непомнящего. Сравнить: "Народ расслабляла суббота/ и литры бутылок пустых" и "В нашем доме пустые бутылки и черти/ и никто не играет рок-н-ролл". Нарочитый музыкальный примитивизм и масса драйва. Само по себе очень клево, особенно на фоне нашего современного "типа панка". Группа кажется очень перспективной. Но это если оценивать замысел. Оценка конкретного продукта их творчества, собственно альбома, несколько другая. Альбом сильно обламывает уже на второй композиции. Девять (!) однообразных песен ни о чем (о "любви", быть может?), со стандартным музыкальным решением: "спокойный куплет - бешеный припев". Ребята, эта фишка почти до конца исчерпана мастдайными пупсиками от рокапопса. Правда, если истинный ценитель высокого искусства все же напряжется, то в самом конце услышит две великолепные трагичные вещи - "Птицы" и "Экватор". Вообще же, видно, что альбом сляпан на скорую руку. И непонятно, куда, собственно, "Аномалия" собирается идти. Если в сторону "Птиц", то тогда это долгожданный прорыв отличной молодой команды из русской рок-провинции. Если в сторону коммерчески выверенных, но совершенно безликих композиций "Гормоны" и "Будет Дождь", то группа растворится среди MTV-шных клонов. И будем горько плакать.
Сборник "Расскажи Чайковскому новости. Часть 3"
АССОЦИАЦИЯ "Экзотика" не устает беспокоить дух главного российского классика музыкальными новостями. Более того, этой весной фирменные послания, призванные представлять лаунж-срез отечественной электронной музыки, встали на поток. А как известно, массовое конвейерное производство в искусстве часто конфликтует с качеством. Посему неудивительно, что третья компиляция "Расскажи Чайковскому новости" получилась не совсем легкая. Взамен ожидаемого парада изи-листенинга мы столкнулись с откровенной войной между представителями старой и новой школ в электронике. Слишком много внимания "Экзотика" уделяет ветеранам андеграунда, зачастую позволяя им отходить от предложенной концепции. В то же время музыка новичков попадает на носители безо всякого продюсинга. Питерские этно-электронщики "Оле-Лукойе" давно не предлагают ничего нового, а тем более легкого. Московская "Волга", наоборот, креативна до предела, однако при этом занимает совсем другую нишу в музыке. Ижевцы "РяБа Мутант", а также кенигсбергские Los Chikatilos, работающие по десять и более лет, продолжают радовать нас своим профессионализмом, но опять-таки легкими их треки можно назвать с очень большой натяжкой. А уж компьютерные зарисовки екатеринбуржца La Lettre A Camus и москвича ДяДя вообще лежат за пределами клубно-чиллаутной электроники.
Из 14 треков сборника только четыре попадают под категорию лаунжа. Признанные мэтры жанра - ижевский "Бурундук Квартет" со своим порно-джазовым "Пеплом", их земляк Кривицкий (восходящая звезда лейбла) с "Кофеином", московские ветераны экспериментальной музыки F.R.U.I.T.S. с три года назад записанным easy-материалом и не самый удачный сольный трек участника последних Павла Жагуна. Настоящим эстетам могу еще порекомендовать, может быть, тоже не совсем легкую пьесу московского проекта Idioritmik. Вполне возможно, что эта лаконичная суфийская медитация "Дэви" является анонсом следующего сборника, который "Экзотика" готова сделать в восточном стиле, как бы в ответ на то, что афганские талибы не так давно запретили на своей территории вообще всю музыку. Вот уж где теперь тотальное изи.
ВАРВАРА
Кажется, на попсовом небосклоне, пестрящим бантиками и сердечками, зажглась новая лампочка. Имя ей - Варвара. В принципе ничем она не примечательна, кроме того, что вышел ее дебютный альбом, самой узнаваемой песней из которого можно смело назвать "Летела бабочка". Если честно, полностью его прослушать - тяжкий труд, а составить представление о нем поможет прослушивание каждой песни, скажем, по 20 секунд, так как следующая композиция почти полностью повторяет предыдущую (и по смыслу, и по незатейливому мотиву). Текст сильно не загружает, поэтому, слушая Варвару, можно учить физику и быть уверенным, что не собьешься. Также можно поставить пару песен на какой-нибудь пионерской дискотеке - рядом с Бритни Спирс и "Девочками" она диссонанса не вызовет. Поэтому, возвращаясь к началу рецензии, сделаю поправку: не "зажглась новая лампочка", а "прибавилась к люстре еще таких же".
А с другой стороны - старалась же барышня... Хотела как лучше, а получилось...