ТУСОВКА в Брюсселе собралась нехилая. Сотни парней аж из 50 стран мира съехались в бельгийскую столицу, чтобы в полной мере предаться азарту. Нет, не в дурачка, и не в бильярд, и даже не в домино собрались играть они. На повестке дня - иные, более актуальные развлечения, к тому же требующие непременного наличия мозгов и аналитического мышления. Способная мыслить молодежь Европы и Америки нынче играет в настольные стратегические игры, созданные на основе фильмов и книг. Самая продвинутая и навороченная из них - Magic: The Gathering (у нас ее называют "Магия", или просто "Мэджик"). В Брюсселе на чемпионате мира по "Мэджику" побывал и корреспондент "Молодого".
"Мэджик" эксплуатирует жанр фэнтези. Соперники имитируют поединок двух магов. У каждого в руках колода специальных карт со сказочными "существами", "землями" и "заклинаниями". На картинках - гоблины, драконы и прочие странные создания, при взгляде на которых прямо-таки кровь в жилах стынет... Карты по определенным правилам выкладываются на стол и вступают в игру. Соперники мочат друг друга, пока у кого-нибудь не кончится запас отведенных ему "жизней". Вообще наворотов в игре столько, что человеку неискушенному разобраться в ней сложнее, чем безногому взобраться на Останкинскую башню по пожарной лестнице. Чего стоят одни названия карт: "Бородавчатый Хряк", "Плевок Земли", "Воздушный Элементаль", "Эбонитовая Твердыня (!), "Обученный Армодон". Всего в "Мэджике" существует около 7 тысяч видов карт. Каждый год печатаются и запускаются в тираж 600 новых картинок, которые по сюжету и игровым свойствам вписываются в сказочную легенду.
Создатели "Мэджика" уверяют, что по своим тактическим возможностям эта игра превосходит шахматы. Но чтобы стать сильным игроком и побеждать на турнирах, мало быть Гарри Каспаровым - надо еще иметь тугой кошелек. Нет, не для того, чтобы давать взятки или платить членские взносы. Просто каждый игрок составляет свою колоду - как говорится, под себя, - а сильные карты стоят немалых денег. На некоторые, наиболее редкие, цена на черном (или вторичном) рынке доходит до 150-200 долларов. Колоды, побеждающие в крупных турнирах, размещают в Интернете и присваивают им персональные имена.
Чаще других в "Мэджик" выигрывают парни из США. (Вообще замечено, что девушек среди поклонников стратегических игр - мизерное количество.) Во-первых, в Штатах "Мэджик" очень популярен. Во-вторых, у благополучных янки больше денег на покупку карт, а стало быть, и на составление сильных колод. Вот и в этот раз чемпионом мира стал американец Джон Финкел. В качестве призовых парнишка отхватил неслабую сумму: за победу в индивидуальном турнире он получил $34 тысячи. "Я американец, и я знаю, как распорядиться своими деньгами", - заявил Финкел, демонстрируя голливудскую улыбку. За пять лет участия в турнирах разного ранга и формата он заработал порядка $165 тысяч.
Увы, наши ребята оказались чужими на этом празднике жизни. Начнем с того, что приехать на чемпионат смогли только двое из четверых приглашенных - у остальных не хватило денег на дорогу. Да и те двое счастливчиков - Константин Фирсов и Дмитрий Афанасенко, оба из Питера - заметных успехов на чемпионате не добились. Фирсов занял 101-е место (общее число участников - 260 человек), а Афанасенко и вовсе выбыл из турнира из-за того, что побоялся играть в незнакомом для себя формате "Мэджика".
За все время существования игры - а это около 9 лет - в мире отпечатано и продано свыше 4 миллиардов карт на 9 языках. И это еще не предел. Представители компании, владеющей правами на игру, рассчитывают в ближайшие два года прибрать к рукам российский рынок. Возможно, начнут даже печатать карты на русском языке. "У вас много умной молодежи, значит, много потенциальных покупателей "Мэджика", - говорят менеджеры компании. - Да, для нас это бизнес, мы и не скрываем этого. Мы же капиталисты..."
В России пока насчитывается около 6 тысяч игроков. Большая их часть сосредоточена в Москве и Питере. Как правило, это компьютерщики и математики. Они тусуются по клубам, играют на интерес, обмениваются картами и могут часами говорить об особенностях той или иной колоды. Их характерная черта - полная вовлеченность в свое хобби. Окружающая реальность перестает для них существовать. "У меня только два интереса в жизни - компьютер и "Мэджик", - гордо заявил мне один юнец на очередной тусовке в московском клубе. Что ж, подумал я, это неплохо, но не помешал бы еще интерес к противоположному полу. А то пока будем обитать в других реальностях, глядишь, и вымрем совсем.