Примерное время чтения: 3 минуты
121

Александр II на задворках Манежа

МОСКВА словно проснулась от летней спячки: в город "стаями" потянулись памятники. На площади Европы возле Киевского вокзала в эти выходные открыли весьма необычное творение бельгийца Оливье Стребеля, Патриаршие пруды готовятся к нашествию нечистой силы из "Мастера и Маргариты". А в мэрии на днях бурно спорили по поводу возвращения на старое место "железного Феликса", обсуждали вид бронзового Шарля де Голля, который займет место у гостиницы "Космос", и адрес "прописки" Александра II.

В ПРИНЦИПЕ установка новых памятников - дело хорошее, но спешка, как говорится, нужна только при ловле блох. А у нас изваяния лепятся как куличики, а потом горожане ходят мимо них и шарахаются. И задаются вполне логичным вопросом - а кто же решил, что данный памятник украсит эту площадь или улицу? При том, что, казалось бы, в процессе "памятникостроительства" в городе наведен порядок. В МГД создана специальная Комиссия по монументальному искусству, в которой состоят виднейшие деятели культуры и искусства. По закону именно эти независимые эксперты должны давать разрешение на установку памятника, учитывая личность, в честь кого воздвигают монумент, местность и открывающуюся панораму. Кстати, дважды комиссия отвергала предложение вернуть на место "железного Феликса". Но в законе есть несколько белых пятен. Например, подаренные городу памятники не нуждаются в одобрении комиссии. Получается, можно подарить Москве хоть 30-метрового Буша и его поставят, если памятник понравится в мэрии. По словам депутата Евгения Бунимовича, курирующего в МГД вопросы искусства и культуры, лишь на прошлой неделе в закон "О порядке возведения в г. Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения" были внесены поправки, благодаря которым независимые эксперты будут рассматривать все проекты памятников. Одна из поправок касается административной ответственности за самовольную установку монумента - должностное лицо, подписавшее разрешительную документацию, будет вынуждено оплатить из своего кармана демонтаж памятника.

А история с Александром II разгорится с новой силой. Многие архитекторы и искусствоведы негативно относятся к возможному появлению 9-метрового памятника на пятачке около Кутафьей башни, на задворках Манежа. Проект должен пройти обсуждение в Комиссии по монументальному искусству, несмотря на то что Союз правых сил как инициатор проекта обещает взять финансовую сторону на себя. Памятник окончательно закроет вид на Кремль. В настоящий момент на месте предполагаемого монумента находится единственная парковка, на которой могут оставить свои машины посетители Кремля и зрители, идущие на концерт в Кремлевский дворец. Кроме того, в Александровском саду уже стоит обелиск, посвященный 300-летию дома Романовых (см. фото). Правда, в 1918 г. там появилось "революционное посвящение". И, следуя исторической справедливости, может быть, стоило вернуть старую надпись, а бронзовому царю подобрать другое место в Москве?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно