В НАЧАЛЕ 90-х Давид Тухманов переехал из Москвы в Кельн, чем порядком огорчил своих поклонников. Но два года назад он вернулся на родину и преподнес публике сюрприз: сразу четыре детских проекта под названиями "Бяки-буки", "Золотая горка", "Знакомые насекомые" и "Игра в классики". Это более чем 100 песен, написанных на слова поэта Юрия Энтина. 2 и 3 ноября в Государственном Кремлевском дворце будет представлен пятый проект - шоу-мюзикл "Сказка.ru".
- Давид Федорович, вы раньше никогда не сочиняли детских песен. Почему сменили амплуа?
- Я над этим не задумывался. Юра Энтин давал мне стихи, и они отлично ложились на музыку. Кто-то брюзжал: "Ну значит, у него проблема со "взрослыми" хитами, вот он и сменил жанр!" Но это смешно. Просто мы увидели: никто из известных поэтов и композиторов сейчас не пишет новых песен для самых маленьких детей - от двух до пяти лет. Малыши, как правило, обходятся тем, что звучит по телевидению и радио, еще что-то им напевают родители. Этот пробел мы и решили восполнить.
- В 80-х вашей "визитной карточкой" стала песенная сюита "По волне моей памяти" - первое в СССР подобие "концептуальных альбомов" западного прогрессив-рока. "Сказка.ru" - тоже что-то принципиально новое?
- В самом жанре мюзикла ничего нового нет. В нашем детском кинематографе уже были очень неплохие мюзиклы - "Бременские музыканты" и "Буратино". Мы с Энтиным всегда хотели этим заняться, но что-то мешало. А тут появились свежие идеи.
Меня огорчает, когда дети поют со сцены взрослые песни, наряжаются во взрослые костюмы. И мне кажется, что такой игрой не нужно слишком увлекаться. Нельзя забывать, что дети есть дети и все должно происходить в соответствии с их природой.
Мы придумали сказку, которая по фабуле напоминает андерсеновскую "Снежную королеву". В ней герои традиционного русского фольклора, которые даже если и страшноватые, то все равно человечные, теплые, борются с химерами холодного и рассчитанного виртуального мира - бездушными "ужастиками" и компьютерными играми, зомбирующими детей.
- Вы компьютероненавистник?
- Нет, это не так, но творчество и компьютер несовместимы. Я, когда пишу музыку, использую его только как инструмент, подспорье в работе. Компьютер, к несчастью, легко завладевает сознанием детей. Программы дают им готовые штампованные образы и не стимулируют воображение. Фантазия ребенка спит.
- Если не ошибаюсь, вас буквально перетащил обратно в Россию Юрий Энтин...
- Да, это так. В 1994-м я впервые после пятилетнего перерыва приехал в столицу и был в шоке - в метро бегали крысы. Я родился в Москве и привык к тому, что метро является образцом порядка и благополучия. А тут даже приуныл. Но Юра со свойственным ему энтузиазмом сказал: "Давай придумаем что-то вместе!" И мы стали работать. Так появились наши проекты.
- Что вы, классик советской эстрадной песни, искали в Германии?
- Я уезжал не затем, чтобы эмигрировать. Было желание сменить обстановку, пожить в другой среде. Творческая неудовлетворенность. На фоне упадка и депрессии, разлитой в воздухе, хотелось что-то радикально изменить в своей судьбе. Думал пожить в Кельне, может быть, год или чуть больше, но по личным мотивам задержался. И сейчас ни о чем не жалею.
- Вам было нечем кормить семью? Безработица?
- Скорее работа стала менее интересной. Подошел возраст, когда захотелось заняться чем-то серьезным: музыкальная драматургия, спектакли, оперные постановки. А в ту пору таких возможностей не было. Я не обладаю талантами бизнесмена, и нет желания их развивать... В 1989-м мы с Юрой написали мюзикл "Багдадский вор", который шел в "Сатириконе" у Константина Райкина. Но премьера этого спектакля состоялась, когда я уже уехал.
- По слухам, в наиболее трудные моменты в Германии вам пришлось играть в ресторанах.
- Я прилично играю на рояле, и это мне пригодилось. До отъезда я занимался советской песней - неэкспортируемым жанром, и, попав в Германию, сразу же оказался человеком неизвестным. Понимал, что должен снова стать школяром, доказывать немецким продюсерам свою состоятельность, начать все сначала. Когда тебе пятьдесят, это уже не так приятно. Тем не менее я свой жизненный опыт сейчас ни на что бы не променял.
- Вы с Юрием Энтиным написали уже больше ста детских песен. Есть ли среди них хоть один хит, который будет знать вся страна?
- Хит - не само произведение, а результат дистрибьюции, раскрутки. Тут все будет зависеть от денег... Но уверен, что в наших проектах хиты есть. Энтин - талантливый поэт, а я пишу мелодии, которые люди запоминают с первого раза. По крайней мере, стараюсь, и до сих пор это у меня получалось.