Примерное время чтения: 3 минуты
95

Ролики на чужой идее

В РЕКЛАМНЫХ роликах на телеэкране вдруг появились знакомые сюжеты из фильмов "Подкидыш", "Берегись автомобиля", "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен", "Москва слезам не верит". Звучат голоса как бы Юрия Яковлева, как бы Иннокентия Смоктуновского, как бы Евгения Евстигнеева. Знаменитая троица - Трус, Балбес, Бывалый - пляшет с пивом на льдине под мелодию про белых медведей. Это же прямое заимствование образов, музыки и фрагментов сюжета. И режиссеры спокойненько согласились на это?

Л. Д р е м и н а

ВО ВСЕМ мире авторские права защищены законами, как и любая другая частная собственность, поэтому использование художественных произведений в коммерческой сфере обязательно совершается строго по договору. Иначе - судебное разбирательство и штраф. У нас Закон об авторских и смежных правах был принят еще в 1993 г., но применялся в деле крайне редко. Поэтому компании, тратящие на рекламу огромные деньги, попросту игнорируют права авторов фильмов, сюжеты которых они используют в своих роликах.

Элем КЛИМОВ, режиссер "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен":

- ДЛЯ меня это стало полной неожиданностью. Может быть, я бы и сам дал согласие, но меня никто не спросил, не позвонил. Очень неприятно, когда все делается так по-черному, по-бандитски, за спиной. За такое нужно наказывать, и я собираюсь предпринять определенные меры.

Владимир МЕНЬШОВ, режиссер (его фильм, оскаровский, между прочим, так понравился производителям майонеза, что они выпустили рекламный ролик с продолжением):

- НЕ ПИТАЮ никаких надежд. Думаю, что судиться - пустая трата времени и сил, потому что такой процесс может надолго затянуться, ведь у нас нет подобных прецедентов в судебной практике. Ответчики не будут являться в суд. И не очень понятно, сколько по закону нужно требовать возмещения ущерба. Правда, ко мне обратился один юрист и сам предложил заняться этим делом, я же ему в случае успеха пообещал хорошие проценты.

Кстати, по закону режиссер и автор сценария являются обладателями авторских прав только на художественные образы главных героев, а право на использование самого фильма принадлежит киностудиям, где эти фильмы были сняты. Так что нарушены права не только физических, но и юридических лиц. И если авторы могут по-разному относиться к такому нарушению их прав, то киноконцерны, у которых есть свои юристы, не намерены оставлять нарушителей безнаказанными.

Светлана ПЫЛЕВА, юрист киноконцерна "Мосфильм":

- ГРАНЬ здесь очень тонкая: что можно, что нельзя? На Западе любое использование такого рода в любом виде в рекламе стараются регулировать законодательно. По крайней мере, использование музыки без согласия автора - бесспорно, нарушение! А вот использовать образ, идею, сюжет... И уж тем более, - как быть с явной подделкой голосов известных артистов? В законе 1993 г. сказано, что авторское право не распространяется на идеи, методы, принципы, концепции.

Но ведь именно из этого и складывается оригинальное художественное произведение! И по закону любая часть произведения - объект авторского права и охраняема им. Но пока же - полная неясность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно