ВСЕ УЛИЦЫ и бульвары Москвы - это более 4,8 тыс. км. По длине - дорога до Праги и обратно, убирать которую с каждым годом все дороже. Эта зима, например, обойдется городу вдвое дороже, чем прошлая. Причина удорожания - новые реагенты. Несколько лет Управление жилищно-коммунального хозяйства вместе с Москомприродой испытывали 29 видов противогололедных реагентов. Искали замену пресловутой соли на что-нибудь более современное. "Победили": жидкий хлористый кальций модифицированный (ХКМ), твердый хлористый калий и магний и вещество под названием "Нордикс-П." Москвичи удовлетворенно заметили: сапоги перестали "седеть", ничто не "разъедает" животы машин и корни деревьев. Но... на улицах появилась грязь, которая прилипает к башмакам, не оттирается и оставляет черные следы в кабинетах и квартирах; в подземных переходах скользко, а окна и фасады домов покрылись масляной пленкой, которую и ацетоном не смыть.
В эпоху соли мы страдали от ее избытка. Академия коммунального хозяйства рекомендовала применять по 50 г на м2, а рассыпали во много раз больше. Сегодня техника хоть и оснащена автоматическими дозаторами, проблема та же. Жидкие реагенты нужно применять, если снега мало (по 40 г на м2), а при снегопаде лучше использовать твердые аналоги (по 20 г на м2). Но дорожники по старинке считают, что лучше перелить, чем недолить, и этим существенно увеличивают расход реагента. Кто-то использует твердые и жидкие добавки сразу, чтобы от снега не осталось и следа. В результате - грязь и слякоть, изуродованные фасады домов. Особенно тяжело приходится зданиям, близко расположенным к дороге. К ним лепится и неразбавленный реагент, разливаемый спецтехникой, и снежно-бензиновое месиво от остальных машин. Бороться с передозировками чиновники предлагают совместно. Достаточно пожаловаться в окружную техническую инспекцию, которая обещает разобраться с каждой дорожной службой, какой бы участок магистрали, шоссе или улицы она ни обслуживала.
А в дальнейшем к контролю за расходом реагентов подключатся швейцарские приборы "Собо-20", способные замерять количество "вылитого" прямо на дорожном покрытии. (Скорее всего штат дорожников придется увеличивать: чтобы пользоваться приборами, потребуются обслуживающие их специалисты.) Когда-нибудь "замерители" будут в арсенале каждой дорожной службы, а пока приборы только испытывают, как испытывают и систему подогрева улиц. Она препятствует образованию вообще чего бы то ни было. В одном месте города эта система уже зарекомендовала себя с положительной стороны. Во дворе мэрии. Но для остальных городских улиц это дорогое удовольствие. Во всяком случае, пока.