13 ЯНВАРЯ в жизни пишущего журналиста - дата особая. В этот день отмечается День российской печати. Не будем рассказывать про всех, расскажем про себя. О том длинном пути от журналистского пера до газетного прилавка, по которому раз в неделю проходят ваши "Аргументы и факты".
САМЫЙ важный день на неделе в редакции - понедельник. Мы готовим очередной номер (так что никому из сотрудников категорически не рекомендуется болеть по понедельникам). Во вторник начинают печатать тираж. Однако далеко не все 2,9 млн. экземпляров печатаются в двух московских типографиях. Слишком уж тяжело и неудобно сделать такой огромный тираж в столице, а потом развозить газету по самым отдаленным точкам страны. Поэтому в Москве еженедельно печатается больше полумиллиона экземпляров нашей газеты, остальные - в местных типографиях. Если вся техника в типографии исправно работает со скоростью 80 тыс. экземпляров в час, то к 10-11 вечера тираж уже готов.
И вот свеженькие, недавно сошедшие с конвейера и еще тепленькие номера начинают упаковывать по 50 экземпляров в пачку, чтобы отправить их... нет, в киоски им пока еще рановато. Они отправляются на экспедиционно-складской комплекс (ЭСК) ЗАО "АРИА-АиФ". В то время как вся Москва погружается в сон, здесь начинается рабочий день, вернее, рабочая ночь. На склад каждый вторник поступает 280 тыс. экз. "АиФ" весом в 41 тонну. "Дело в том, что до нас доходит не весь московский тираж, - рассказывает Михаил Цуканов, 1-й заместитель генерального директора ЗАО "АРИА-АиФ". - Прямо из типографии 90 тыс. забирает Моспочтамт для московских подписчиков, часть тиража уходит мелкооптовым организациям и остальные - подписчикам Подмосковья. Бабушки, которые продают газеты со своих тележек, приобретают газеты у оптовиков".
Основная задача склада - безошибочно распределить и вовремя доставить "на точку" нужное количество экземпляров. Как только из типографии привозят свежий тираж, его тут же пересчитывают (вплоть до единицы) и начинают сортировать по пакетам. "Вот у нас партия приготовлена для отправки на Павелецкий вокзал, - начальник смены Василий Пресняков показывает на черные запакованные пакеты с бирками, на которых написаны названия городов, - а вот эта партия скоро в аэропорт отправится. А эти под утро к ближайшему метро доставим. Например, если нужно привезти 54 газеты, то для этого помимо одной стандартной упаковки придется еще 4 экземпляра упаковывать отдельно".
На складе работают 238 человек. Из них 78 - сортировщики печатной продукции, 70 - водители, 44 - экспедиторы-грузчики, 3 - начальники смен, 9 - диспетчеры. Про водителей разговор отдельный. Здесь уж кому как повезет. Если по Москве газеты развозить, то это еще куда ни шло. В среднем за ночь "накатывается" около 100 км. А вот если "посчастливилось" в область ехать, то будь готов к рубежу в 500 км в обе стороны. Самый ранний выезд со склада на область (где свежий номер ждут в 64 местах) в 3.30 утра. Самый поздний - 4.30. В это же время начинается развоз по торговым точкам Москвы. У каждого водителя, развозящего газеты по киоскам Москвы, есть ключик от тамбурочка в газетном киоске (что-то вроде прихожей), где он оставляет всю свежую прессу. Так что продавцу необязательно в 5 утра быть на рабочем месте и принимать товар. В развозе задействованы легковые машины, "газели" и даже грузовики. Всего на область отправляется 17 маршрутов, на Москву - 18. И, конечно же, всегда есть несколько машин в резерве, что называется, на всякий пожарный случай.
И вот в таком ритме склад работает 6 дней в неделю круглосуточно. Работает для того, чтобы любой москвич ранним утром каждую среду, выходя из дома, знал, что в ближайшем киоске, на газетном прилавке или у бабушки на тележке его ждет свежий номер любимой газеты.