По информации из управления транспорта и связи, с нового года в столице начинается эксперимент по обкатке на практике автоматической системы контроля проезда пассажиров.
Проще говоря, на двух автобусных (N 70 и зеленоградском N 16) и двух трамвайных (N 9 и N 19) маршрутах внутри салона на входах будут установлены турникеты. Все должно быть как в метро - пропускаешь через автомат магнитную карточку и только тогда проходишь в салон, а посрамленный безбилетник остается на улице. Но есть масса вопросов, на которые не смогли вразумительно ответить даже инициаторы акции. Турникет - это все же не робот, и как, например, ему удастся отличить пенсионера или ребенка от взрослого билетоплательщика? Или ставить, как в метро, бабушек-"карацуп", пропускающих через специальный "черный вход" всех льготников?
Главная идея нововведения - искоренение в Москве "заячьего племени" - может быть реализована, исключительно если на каждую единицу новой контрольной техники выделить одного биологического подстраховщика. Настоящий шок у специалистов вызвало недавнее обнаружение правоохранительными органами Москвы умельца, расшифровавшего информацию, записанную австралийской электронной суперфирмой на магнитной ленте столичных метрокарточек, и наладившего на этой основе массовое производство фальшивок. Не приходится сомневаться, что секреты и "наземных турникетов" недолго останутся таковыми. Потребуется специальный контроль (не считая обслуживающих технических специалистов), а значит - дополнительные кадры, дополнительные расходы.
То, что выигрыш от возможной победы над безбилетниками с лихвой будет "компенсирован" затратами на новую систему, сомневаться не приходится. Между тем радикальное решение проблемы дефицита транспортных финансов давно лежит на поверхности и говорено об этом (в том числе нашей газетой) уже неоднократно. Ситуация с числом и реестром льготников в столице вошла просто в стадию фарса.
Зато объявлено, что, если эксперимент с турникетами в автобусах и трамваях окажется удачным, такая система в скором времени будет внедрена на всем наземном транспорте Москвы. Нужно понимать, критерием "удачности" станет процент сокращения "зайцеперевозок", а совсем не неизбежно увеличившиеся интервалы в движении транспорта (на сколько больше времени потребуется на посадку!), а также масса сопутствующих неудобств для "безльготных" пассажиров.