Примерное время чтения: 6 минут
577

Возвращение Надежды Павловой

ВЗЛЕТ балерины Надежды ПАВЛОВОЙ был стремительным, как ее уникальный большой батман. Двадцать лет назад столько девочек в разных уголках страны смотрели, затаив дыхание, как она, увенчанная маленькой короной героини "Щелкунчика", летала над сценой. Гран-при Московского международного конкурса сделало ее знаменитой. В одночасье пятнадцатилетняя Золушка превратилась в Принцессу. Через несколько лет ее мужем стал знаменитый Вячеслав Гордеев. Они много танцевали на лучшей сцене страны - в Большом, и в двадцать восемь Надя стала народной артисткой СССР. Но вдруг балерина исчезла из поля зрения поклонников, и ее потихоньку начали забывать...

СЕГОДНЯ Надежда Павлова не любит давать интервью. Ее доверенное лицо - муж Константин Михайлович, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, психоаналитик, который и вытащил ее из депрессии.

- Когда ее привел ко мне Гордеев, - дескать, посмотри, что-то с ногой, да и нервишки пошаливают, - она была какая-то неживая, как замороженная. Я сразу понял, что нога тут ни при чем. Она говорила о себе очень неохотно и лишь постепенно начала раскрываться. Если бы она по натуре была человеком открытым, разговорчивым, выплескивала эмоции, а не держала в себе, возможно, ей было бы гораздо легче в жизни. Но она всегда была закрытой, отстранялась от сплетен, интриг. В ней очень много тогда всего накопилось, достигло критической массы.

Детство

НАДЯ выросла в бедной многодетной семье - она была младшая, восьмая. Особого тепла или внимания к себе в семье не ощущала. Танцевала с трех лет. Учиться нужно было вдали от семьи, в Перми. Родители обрадовались, что у девочки нашли талант, что можно ее пристроить "в люди". Надю предупредили, что она будет очень редко видеть родителей. Но девочка твердо стояла на своем - учиться. Добиралась из Чебоксар до Перми одна на перекладных. И за годы учебы общение с родителями свелось к поздравительным открыткам. Надежда вспоминает, что потом, когда она уже стала звездой и приехала в родной город, встретила какое-то безразличие, от нее отвыкли, о ней забыли. Лишь однажды сестра пришла на спектакль, но сразу же ушла. "Как же так, - недоумевала Надя, - чужие люди подходили, поздравляли. Так хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла..."

Вообще-то Надежда Павлова не любит вспоминать о детстве: "Понимаете, если это были бы приятные воспоминания, я, конечно, с удовольствием рассказала. Но было очень тяжело..." Это была первая рана, которая так и не зажила.

- В хореографическом училище система очень жесткая, - продолжает разговор Константин Михайлович. - У этих детей практически нет детства. Подъем в семь утра, беспрерывные изнурительные занятия, потом репетиции. Строгая диета. Беспрерывные унижения. Если ребенок ошибался, на него не только кричали, обзывали уродом и бездарью. Педагог могла подойти и ударить ногой. У нескольких учениц обнаружились психические расстройства. Надя выдержала. И сейчас не хочет говорить плохих слов о своем педагоге Людмиле Сахаровой. Хотя, когда Надя уже получила Гран-при, к ней стали относиться еще жестче, чтобы не возгордилась. Все призы отобрали. Ее пригласили учиться в Москву, но Людмила Павловна не отпустила, поставила условие - только вместе с ней. Обычный конфликт из области "Моцарт и Сальери". Надю очень много ломали - под себя.

В балете вообще очень легко сломаться. Жуткий, каторжный труд. Балерина выбегает за кулисы во время спектакля, с нее пот катит ручьями, ее промокают, и она опять выпархивает на сцену, лучезарно улыбаясь. Потом опять промокают... Кроме того, нужно эмоционально выложиться, просто техникой зрителя не проймешь. Поэтому звезд можно по пальцам перечесть. И немало сломанных судеб. Не секрет, что танцовщики, чтобы снять стрессы и мышечное напряжение, злоупотребляют спиртным. Марис Лиепа и Александр Годунов - жертвы такой привычки расслабляться.

Замужество

КАЗАЛОСЬ БЫ, счастливое замужество должно было спасти Надю. Оба молодые, талантливые: "Мы прожили со Славой десять лет, но семьи в привычном смысле понимания этого слова у нас не было. На людях мы всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой. Но это был просто творческий союз. Нас искусственно спарили".

Вячеслав Гордеев был на десять лет старше и взял на себя роль очередного "руководителя". Надя попала из одной казармы в другую. Она жила в шикарной квартире с отдельным танцклассом, за ней присматривали несколько бонн. Главной ее функцией было танцевать, танцевать и танцевать. Их сразу вводили в новые партии, и они действительно очень много танцевали. Так много, что она начала себя чувствовать танцевальной машиной. Друзья дома, а вернее, исключительно друзья мужа, всегда старались дать Наде понять, что она всем обязана своему партнеру. Надя была очень одинокой. И в какой-то момент танцы перестали радовать. Это было самое страшное. У нее ничего не болело, но она словно бы выпала из жизни. Вот тогда судьба снова проявила к ней благосклонность. Встретив Константина Михайловича, она решилась на развод.

- Конечно, Надя действительно Гордееву была многим обязана в своей творческой жизни, - рассказывает Константин Михайлович. - Он был старше, знал все ходы и выходы в Большом, а там закулисная жизнь крайне сложная. Провинциальную девочку, хоть и гениальную, но скромную, да еще с моральными принципами, в момент бы сожрали. Тогда роли многие получали "через постель". Надя на такие компромиссы не пошла бы. Но, поскольку она была при Гордееве, все было нормально. Защищая ее, он защищал и себя. А потом посыпались анонимки, начались разбирательства. Дело дошло даже до прокуратуры, я мог оказаться за решеткой. Спасло нас то, что Надя сумела очень быстро развестись, и мы сразу же официально зарегистрировали наш брак. У нее расправились крылья, было такое ощущение, что она вырвалась из рабства.

Надежды Надежды

"КОГДА в Большой пришел Васильев, я ушла из театра, - говорит Надежда Павлова. - Сейчас вернулась. В Большом много перемен и стало легче дышать и работать. Васильев был хорошим танцовщиком, но руководителем - никаким. Болел обычной болезнью артистов - "нарциссизмом", самолюбованием. Вокруг таких людей обычно быстро образовывается свита, которая делает короля. Сейчас пришли новые люди, талантливые и современные. Время все расставит по своим местам. Сейчас я очень много занимаюсь, работаю над собой, чтобы быть в хорошей форме. О планах - они есть - не хочу говорить, чтобы не сглазить".

P. S. Недавно Надежда Павлова открывала культурный центр в Вашингтоне. Ее приветствовали как звезду первой величины. К сожалению, на Западе Павлову знают лучше, чем здесь. Почему бы не организовать в Большом ее творческий вечер? Век балерины так короток. А нам выпало счастье жить в одно время с великой танцовщицей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно