НАША СПРАВКА. Энцефалит - воспаление головного мозга. Поражает центральную нервную систему, разжижает мозг, полностью "стирая" извилины. Мозг становится похож на пористую губку. (Отсюда название "губчатый энцефалит".) Возбудитель - преоновый белок, который содержится в организме здорового животного. В определенных условиях меняет свою структуру и приводит к заболеванию. Но только в 1996 г. европейские ученые установили, что "коровье бешенство" опасно и для людей.
В КОНЦЕ января российская ветеринарная служба запретила ввозить в страну живой скот из трех земель Германии (Баварии, Шлезвиг-Гольштейна и Нижней Саксонии). В этих районах были зарегистрированы случаи заболевания животных "коровьим бешенством". Но, несмотря на все запреты, уже в начале февраля в Россию прибыло 10 тыс. тонн баварской говядины на 40 млн. немецких марок. И, по нашим данным, в марте московское правительство еще закупит там же столько же мяса. Оправдание прозвучало такое: мы покупаем в Баварии не живой скот. Тогда как мало кто знает, что мясо в виде тушек ветеринарную проверку на таможне НЕ ПРОХОДИТ. Предъявляется лишь ветеринарный сертификат страны-поставщика. Чтобы же определить, "больна" ли тушка энцефалитом, объяснили в госсанэпиднадзоре, нужно взять пробу из кости только что забитой коровы.
И йогурт в списке
ЗАКУПКИ мяса сомнительного качества проходят на фоне заявлений главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, что попытки ввоза к нам говядины, зараженной "коровьим бешенством", были, но вовремя пресекались. Кроме Германии запрещено покупать мясо в Великобритании, Португалии, Швейцарии, в 9 департаментах Франции и 6 графствах Ирландии. Санитарный врач также разрешил российским организациям требовать от иностранных партнеров документы о том, что в их стране нет случаев заболеваний скота. Но это скорее формальность, раз мы спокойно покупаем мясо у страны, которая совсем недавно забила 400 тыс. коров из-за наличия у них опасной для человека болезни.
Но опасно не только мясо. Известно, что энцефалитом могут "страдать" также конфеты, йогурты и даже мороженое. Специалисты немецкого Института защиты здоровья и ветеринарной медицины полагают, что как минимум шесть видов используемых в приготовлении продуктов питания жиров и масел могут содержать мозг и спинной мозг зараженных "бешенством" коров. В Германии сейчас "сдают анализы" несъеденные продукты - от кексов до маргаринов, произведенные до октября прошлого года. А мы кроме немецкого мяса съедаем еще и молочную продукцию подмосковного завода, сырье для которой тоже покупают в Германии.
Мир борется
КАК опасен энцефалит, знают в Евросоюзе. Потому в начале февраля решено забить 1,5 млн. коров, а туши сжечь. И топоры занесены даже над животными из тех стран, в которых случаев коровьего бешенства не зафиксировано. Например, в Австрии. Это делается для того, чтобы предотвратить падение цен на говядину и телятину и продукты из них. А Испания, обеспокоенная распространением вируса, ввела ряд ограничений на содержание скота. Пострадали даже организаторы корриды - самого доходного испанского бизнеса. По новым правилам нельзя разделывать коров и быков за пределами боен, потому тореро, вопреки традиции, не может отрезать уши поверженному быку прямо на арене. Но забой коров - только часть мер из комплекса, разработанного в ЕС. В течение полугода начиная с 1 января действует запрет на использование мяса и костной муки в корме для скота. Прекращена продажа мяса животных старше 2,5 лет. Экономический ущерб оценивается в 1,7 млрд. долл.
Мы же не спешим поддержать ЕС в борьбе с коровами. Напротив, к москвичам (по предварительным договоренностям министерства сельского хозяйства Баварии с городским департаментом продовольственных ресурсов) спешат 10 тыс. тонн мяса из Баварии...
Весь мир боится есть говядину. Папа Римский, про которого известно, что ест он мало, но предпочитает мясо, отказался от говядины на неопределенное время. А мы, похоже, ничего не боимся. На рынках Москвы цены на мясо, колбасы, ветчину не изменились. И йогурты покупаются по-прежнему. Бесстрашным, но все же опасающимся можно посоветовать покупать российское мясо, потому что наши коровы пока в порочащих их связях не замечены.