БОРЬБА за Большой театр вступила в новую стадию. Еще месяц назад московские реставраторы обреченно говорили о подготовленном в недрах Минкульта постановлении Правительства РФ "О разрешении внесения изменений в архитектурно-планировочные и конструктивные решения памятников истории и культуры - здания Большого театра и дома 3/5 по ул. Петровка" как о свершившемся факте. Напомню, что этот документ разрешал и делал законным снос почти половины основного здания театра. Однако на сегодняшний день Министерство культуры РФ так и не смогло это постановление провести, как не смогло склонить на свою сторону специалистов и общественность. Методический совет Минкультуры до сих пор не хочет мириться с существующим планом реконструкции Большого, считая, что он не отвечает многим принципам современной научной реставрации.
Специалисты ассоциации реставрационных предприятий ("Союзреставрация") даже поехали искать защиты у генерального директора ЮНЕСКО г-на Коитиро Мацууре, сменившего на этом посту Федерико Майора. И там-то выяснилось, что нас обманули. В главной штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже даже не знают, что один из специалистов московского отделения Микаэль Диттманн одобрил существующий проект переделки театра от "Курортпроекта", для которого и нужно постановление Правительства РФ. Как г-н Диттманн, курировавший страны Восточной Европы и вопросы рабочего (профсоюзного) движения в них, вдруг заделался консультантом проекта ЮНЕСКО - Большой театр (цель которого была в том, чтобы под эгидой всемирной организации привлечь средства на реконструкцию), непонятно. Но именно г-н Диттманн заверил разные госучреждения России, что его одобрение того, что происходит и будет происходить с Большим, и есть официальная позиция ЮНЕСКО.
Что ждет главный российский театр? ЮНЕСКО намеревается привлечь специалистов ИКОМОСа (Международного комитета по памятникам и историческим местам) к рассмотрению существующих проектных предложений реконструкции Большого. Да, ГАБТ не входит в список всемирного наследия, за формирование которого ИКОМОС отвечает. Скажу больше, Министерство культуры РФ не хотело и не хочет, чтобы Большой, во всяком случае до реконструкции, стал частью всемирного наследия, иначе министерство давно бы подало заявку. Ведь тогда постановления Правительства РФ будет недостаточно, чтобы вот так запросто взять и снести полтеатра. Но реставраторы полагают, что и без списка наследия можно обойтись, и вмешательства ИКОМОСа будет достаточно, чтобы все-таки предотвратить снос части Большого театра.