Примерное время чтения: 3 минуты
88

Свое стекло прочнее

ПОСЛЕ теракта на Пушкинской площади, когда десятки людей пострадали от ранений осколками стекла, московским правительством было принято решение заменить стеклянные витрины в торговых центрах и ларьках, расположенных в подземных переходах, на более безопасные. Но новые стеклянные витрины так и не появились. Мы связались со специалистами "Гормоста". Оказывается, решено пойти более дешевым путем - стекла будут заклеивать специальной пленкой. Но выход ли это из положения? Работы приостановлены. Идут испытания и дискуссии, какой фирме отдать предпочтение. Между тем в Москве есть НИИ, которое готово в этом проекте поучаствовать, но его разработки остались невостребованными.

"...Вы никогда не стреляли из автомата?" - интересуется директор НИИ технического стекла Владимир Солинов. На моих глазах в нескольких сантиметрах от автомата Калашникова закрепляют стеклянную пластину. "Все в укрытие!"- звучит команда, и мы, покинув стрелковый тир, обосновываемся в соседней комнате. "Пли!"- командует директор. Я дергаю изо всех сил за веревочку, раздается грохот. Бежим смотреть результаты. Дым, запах пороха. Стекло на первый взгляд целехонько, лишь круги разошлись от застрявших пуль.

В НИИ технического стекла делают самую прочную и тонкую в мире стеклянную броню. Она лишь слегка прогибается под ударом молота, ее не берут пули. Может выдержать обстрел из гранатомета. Рассказывают, как во время испытаний президентского автомобиля случилось ЧП. Машина мчалась со скоростью 160 км/ч. На повороте она вдруг содрогнулась от сильного удара. Подскочившие сотрудники Управления по охране президента увидели такую картину: крыша бронированного автомобиля прогнулась под тяжестью туши огромного лося. Стекло же не только выдержало удар при столкновении на сумасшедшей скорости с полутонной живой махиной, но даже не треснуло...

"Гвозди бы делать из такого стекла!"- шучу я. Владимир Федорович достает из ящика стола крошечный предмет и кладет передо мной. Обычный гвоздь - только совершенно прозрачный. "Делаем! - комментирует он. - И интерес к ним большой. Они не окисляются, не ломаются, не ржавеют". Раньше институт в основном работал на авиацию и космос, на оборонную промышленность, теперь переключился на стеклянную броню. Правда, после крушения банковской системы почти прекратились заказы и на остекление инкассаторских машин. Спасает то, что институт разработал ноу-хау - способ повышения прочности стекла - и держит приоритет в этой области. "Все, что выполнено из прозрачной брони в 25 мм и исходящее не от нас, - "липа" чистой воды, - говорит Владимир Солинов. - Изготовить такой материал не удалось пока никому. Зарубежная броня в два раза толще и, соответственно, тяжелее".

И все-таки институт с мировым именем сегодня не живет, а выживает. Не хватает денег, заказов. Отечественное стекло превосходит чужеземное по всем техническим параметрам, но тем не менее заказы часто получают зарубежные фирмы. Мемориал на Поклонной горе оформлен стеклом из Бельгии, храм Христа Спасителя - тоже. Интересно, как решат проблему с палатками в переходах?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно