Примерное время чтения: 4 минуты
92

Кино под крылом богини Победы

КАЖДЫЙ год телезрители-россияне дружно "пинают" "Нику". Не греческую богиню, разумеется, а ту, что в Доме кино. Бесконечно длинная церемония, фильмы, о которых слышал, да не видел, и еще тьма претензий. Но каждый год все устраиваются перед телевизором, чтобы увидеть, кто с кем пришел, кто во что одет и даже кто что получит, хотя номинантов знают хуже "оскаровских". В этом году 14-я церемония награждения независимой национальной кинопремией произойдет на фоне перемен.

5 АПРЕЛЯ Владимир Путин издал два указа - "О реорганизации федеральных государственных киностудий" (попросту говоря, об акционировании) и "О создании открытого акционерного общества "Российский кинопрокат". Ситуация с банкротством студии Горького и реорганизацией "Мосфильма" и страсти, разгоревшиеся вокруг нее, потребовали личного вмешательства президента. Наше кино по-прежнему в глубоком кризисе?

Напротив, если верить отцам-основателям "Ники" Юлию Гусману и Виктору Мережко, наша киноиндустрия расцветает, ибо такого количества соперничающих фильмов (из 29 заявленных игровых картин осталось 7) не было давно! Да и сами академики проявили необычайную активность: 208 проголосовавших из 240. Правда, злые языки утверждают, что большинство из них фильмов вообще не видели и голосовали по принципу "я Пастернака не читал, но..."

Но существуют и другие мнения. Комментируя указы президента, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей назвал ситуацию в нашем кино катастрофической. За последние годы только два фильма - "Сибирский цирюльник" и "Брат-2" - имели настоящий коммерческий успех (и только последний принес прибыль). Причину киностагнации Дондурей как раз и видит в бесхозности киностудий и в экономической неграмотности стоящих у руля кинотворцов. Он считает, что акционирование приведет в кино новые силы (хотя это не означает, что у нас сразу появится новое хорошее кино).

На руинах киностудий

КАРЕН ШАХНАЗАРОВ, глава "Мосфильма", считает, что для всей отрасли акционирование - это правильное решение. Возможно, только оно поможет реанимировать лежащие в руинах кинопредприятия. Но в отношении "Мосфильма" спешить нельзя. Будучи государственной и, заметьте, не получая ни копейки, студия динамически развивается. За счет внутренних инвестиций применяет сверхновые технологии. Коллекция кинокартин "Мосфильма" представляет уникальную ценность. И если в результате непродуманных решений студии (которая производит 70% отечественной продукции) будет нанесен удар, пострадает вся отрасль. В Минкульте это, к счастью, понимают.

На студии им. Горького другая ситуация - кризисная. Поэтому ее директор Владимир Грамматиков считает, что надо действовать. Надо учесть негативный опыт акционирования в других областях и составить документы, которые устроят все стороны. В данный момент он ведет переговоры с Москомимуществом и Минкультом и ищет надежных инвесторов.

Заместитель министра культуры Александр Голутва оптимистично заявил, что указ должен решить правовую коллизию, возникшую из-за нестыковок законов о приватизации и о государственной поддержке. Отечественное кино будет приносить доход! Хотя заместитель председателя правления СК РФ Дмитрий Пиорунский еще при подготовке указов пессимистично заметил, что "акционирование киностудий имеет такое же отношение к решению проблем кинематографа, как акционирование РАО ЕЭС к решению энергетических. То есть никакого. И образование АО "Российский прокат" не заставит зрителей ходить в кинотеатры на российские фильмы".

Домашний праздник

НЕ БУДЕМ гадать, что случится через годы. Вернемся к "Нике". 28 апреля "старая гвардия" и примкнувшие к ним "молодые - сорокалетние" вручат друг другу крылатые статуэтки. Имена номинантов нам хорошо знакомы. Алексей Учитель, Сергей Соловьев и Бахтияр Худойназаров соревнуются в номинации "Лучшая режиссерская работа", а три их фильма оспаривают звание лучшего игрового. Николай Волков ("Луной был полон сад"), Андрей Смирнов ("Дневник его жены") и Олег Янковский ("Приходи на меня посмотреть") - "Лучшая мужская роль". Екатерина Васильева ("Приходи на меня посмотреть"), Чулпан Хаматова ("Лунный папа"), Зинаида Шарко ("Луной был полон сад") - "Лучшая женская роль". Анастасия Вертинская ("Бременские музыканты"), Сергей Гармаш ("Нежный возраст") и Сергей Маковецкий ("Русский бунт") - "Лучшая роль второго плана". И только у Вячеслава Тихонова нет соперников в номинации "За честь и достоинство". Прогнозировать сложно, но скорее всего лучшие оценки соберет "Дневник его жены" - безусловный лидер года.

На данный момент церемония - это домашний праздник кинематографистов. Подъемная сила крыльев богини кинопобеды невелика. В отличие от заокеанского "Оскара" или европейского "Сезара" наша "Ника" никак не влияет на кинопроцесс в целом: не становится больше фильмов и больше зрителей. Будем надеяться, что кинореформы превратят награждение национальной кинопремией в событие действительно национального масштаба.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно