СВОЙ 45-летний юбилей театр "Современник" отметил премьерой. Спектакль "Еще раз о голом короле" поставил Михаил Ефремов по пьесе Леонида Филатова. Все главные роли играют молодые актеры, чьи имена мало что скажут даже искушенной театральной публике. Пока. "Как же так? - слышу недоуменные голоса. - А где же великие артисты? Где традиция?" А это и есть традиция. И театра, и прежде всего главного режиссера Галины Борисовны Волчек. Традиция великолепного риска, азарта и талантливого бесстрашия. Такую роскошь - чуть посторониться и вывести на авансцену молодых - может себе позволить только живой, очень нужный сегодня, не трясущийся над засохшими лавровыми венками театр. И еще очень редкая и потому особо драгоценная черта "Современника" - благодарная память. Выбор Михаила Ефремова - это низкий поклон создателю театра Олегу Николаевичу Ефремову.
Самый строгий критик, как правило, драматург. Вот как относится к своей премьере в "Современнике" Леонид ФИЛАТОВ:
- Когда Галина Борисовна меня спросила: "А нельзя ли сделать какую-нибудь проказу с пьесой Шварца?" - я ответил: "Нет, переписывать Шварца я не возьмусь. У меня нет и отваги такой. Это мог бы сделать замечательно Гриша Горин. А я этого не умею. Поэтому сочиню фарсовую, балаганную историю на тему черного пиара, на тему, как умеют воспалять народ. Это будет сознательное, хулиганское, пародийное переложение того жуткого времени, в которое жил Шварц, того эзопова языка, на котором все вынуждены были разговаривать. Поэтому у меня язык очень форсированный, эмоция прямая и интриги незамысловатые".
Что касается режиссерского прочтения... Это поставил, безусловно талантливый человек, но легкомысленный, как и всякий молодой. В спектакле нет никаких политических акцентов, а есть желание повеселить и рассмешить. Но уже пора впустить в мозг - пришли другие люди. Они все воспринимают на другом генетическом уровне. По-другому страдают, и причины для страданий у них иные. Другое чувство юмора и понимание проблем. И даже то, к чему мы относились традиционно, хрестоматийно, у них не вызывает священного трепета. Да, возможно, они не знают того, что знали мы. Но зато знают много такого, о чем мы даже не слышали. Это надо понять и принять, а главное - почувствовать за этим некое грозное наступление другого времени. Легче надо относиться к искусству, не как к идолу, что правит миром, а как к тому, что смягчает нравы, развлекает.
Театр дал молодым полный карт-бланш: куролесьте, вставайте на уши, делайте что хотите. И они куролесили от души. Артисты, занятые в спектакле, только вчера родились. Это их первые большие роли. Сегодня они заявляют о себе, каждый в меру отпущенного ему дарования. И надо бы попристальнее в них вглядеться и запомнить.
А ругать Мишу Ефремова... За что же? За то, что не молодой Гончаров или не молодой Олег Ефремов? Так другое время на дворе. Правила игры нам как бы не очень... Шоу какое-то, дефиле (кстати, замечательно талантливая сценография и костюмы Евгения Митты), и мы сразу отторгаем - это не драматургия, это не спектакль. Почему же? Надо прийти домой. Наглотаться лекарств. Забыть про собственное недомогание. И чистыми незамыленными глазами поглядеть - ну чего же тут плохого? Не совпадает с твоим собственным представлением? Ну, это, право, не великий грех.