Примерное время чтения: 5 минут
100

Пшик на Манежной

КОГДА Манежная площадь была лишь местом выражения народной нелюбви к своему правительству и заполнялась митингующими так, что было невозможно попасть в Александровский сад (вспомните начало 90-х гг.), во влиятельных аналитических умах родилась идея ликвидировать лобное место. Но ликвидировать красиво. Так появился комплекс "Охотный ряд". И теперь площадь около Кремля застроена магазинами и заставлена бронзовыми чучелами и народ собирается там не для того, чтобы потребовать для себя лучшей жизни, а чтобы бесплатно полюбоваться на чужую лучшую жизнь.

ЧТО ИНТЕРЕСНО, мы дважды платим за одну и ту же красоту, один раз добровольно как покупатели, оставляя заработанное в магазинах и ресторанах, другой раз принудительно - как налогоплательщики, которых никто не спрашивает, нужна ли Манежу, например, новая крыша?!

Плач налогоплательщика

СДАННЫЙ к 850-летию Москвы "Охотный ряд" в последнее время не вылезает из ремонтов. Из-за плохой гидроизоляции в подземный Манеж просачивается Неглинка, из-за прогнивших коммуникаций зимой случилась крупная авария на водопроводной магистрали, вода затопила второй уровень комплекса. Теперь новая беда - на головы продавцов и покупателей иногда "каплет дождик". Если мелкие протечки долгое время не предавались огласке, то "фонтаны" с крыши спрятать не получилось. Юрий Лужков уже обязал "Мосинжстрой" заменить гидроизоляцию кровельных перекрытий за свой счет. Виновный "взял под козырек", что все сделает, иначе ему на городских объектах больше не работать. Городские деньги, как нас уверяют, потрачены не будут, но... Расскажу одну историю. Когда зимой устраняли аварию на водопроводе, вышло два распоряжения столичного правительства. Одно "вешало" финансирование ремонтно-восстановительных работ на комплекс "Охотный ряд", ОАО "Манежная площадь" и уже упомянутый "Мосинжстрой". А спустя неделю появилось другое распоряжение. Оно предписывало одному городскому управлению также обеспечить финансирование значительной части ремонтных работ. После всего этого я бы не стала утверждать, что на крышу "Охотного ряда" не будет потрачено ни одной городской копейки.

Протечки все же не единственные проблемы, которые есть у подземного комплекса. 350 млн. долл. по официальной версии (и 700 млн. долл. по версии неофициальной) потрачены непонятно как. Почему-то не хватило средств на современную систему кондиционирования: каждый павильон, в зависимости от собственной крутости, решает эту проблему с помощью вентиляторов или персональных кондиционеров. Не хватило денег и на то, чтобы оснастить Манеж современными системами безопасности. Я не имею в виду службу безопасности: коротко стриженных, с печатью интеллекта на лицах и жвачкой во рту охранников там предостаточно. Я имею в виду борьбу с пожарами и взрывами. Если бы "Охотный ряд" делился на секции, которые в случае опасности блокировались или могли бы перекрываться водяными стенами, препятствующими проникновению гари и дыма, то жертв при взрыве двухгодичной давности было бы меньше.

Зато почти четверть стоимости всех работ была потрачена на сомнительную красоту, которую, как вы помните, "обеспечил" подземному комплексу Зураб Церетели: дорогая отделка из дешевых материалов, фонтаны и скульптурки. Для сравнения, в канадском Монреале на убранство подземного города, с которого и был списан "Охотный ряд", было потрачено только около 1% от всей стоимости проекта. Но нам, судя по количеству народа, желающего посмотреть на современные калашные ряды, нравится. Люди прохаживаются по берегу Неглинки (ее, между прочим, из трубы никто не освобождал, а то, что выглядит рекой, - всего лишь водопроводная вода) и среди красивых витрин. Их можно смело называть государственной границей: по одну сторону стекла гости разглядывают дорогие вещи, а по другую - на гостей смотрят скучающие девушки и юноши. Такое впечатление, что продавцы не заинтересованы в покупателях или... умело это скрывают. Павильоны часто меняют хозяев. Тех, кто открылся вместе с комплексом, осталось немного.

Красота "Охотного ряда" кажется зализанной, отлакированной и безликой. Ничто внутри, кроме пресловутых матрешек, не напоминает о Москве. В комплексе не продают сувениры, глядя на которые время спустя можно вспоминать о том, что ты там был. Все, что за сувениры выдается, можно купить в центре Берлина или в центре Мадрида, или в центре Парижа. Кстати, в подземном Лувре для связи времен и придания парижского шика сохранили остатки древней стены со следами городской канализации. Конечно, это уже не пахнет, но до сих пор впечатляет. В Манеже не то что с исторической канализацией, с современной проблемы. Чтобы справить нужду, нужно долго блуждать по коридорам, а найдя, заплатить и постоять в очереди.

Если же серьезно, то у города была возможность соединить магазины хотя бы с Музеем археологии. Но на это не хватило денег. Помните, их всего-то было... 700 млн. долл.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно