Помните, больше месяца назад рухнула карусель в парке? Кто-нибудь ответил за это? И где гарантия, что не рухнет что-то еще?
И. С у в о р о в
МЫ СПЕЦИАЛЬНО заглянули в Лианозовский парк, где 11 апреля при обрушении карусели пострадали 15 чел. Сегодня здесь работают все аттракционы, кроме виновника трагедии. Сама карусель так и лежит на боку, а на стеклах кассы болтается забытый (до времени?) прейскурант - в числе прочих развлечений значится и злосчастный "Сюрприз" - 40 руб. Кругом - полно народа. Мамы и папы покупают билеты.
Причины, по которым аттракцион "Сюрприз" "сошел с орбиты", до конца не выяснены. Мосгорпрокуратура собирается сделать заявление о результатах проверок и следствия буквально на днях. А пока специальная Комиссия правительства Москвы обошла 13 парков и проверила более 200 аттракционов: непригодными к эксплуатации были признаны всего... 4 карусели "Сюрприз". Работу еще нескольких приостановили - владельцы не смогли вовремя представить документацию. Остальные - снова в боевом строю, несмотря на то, что возраст большинства из них перевалил за 20 лет. Специалисты говорят, что определить безопасность агрегата при проверке сложно: можно посмотреть на работу узлов, электричества, оценить усталость материала. Но даже при идеальной работе механизма всегда остается нелепое "вдруг", которое и может стать виновником трагедии. "Большинство парковых аттракционов в Москве - старые, - рассказывает начальник техотдела Комитета по культуре Виктор Анисимов. - Конечно, было бы намного лучше, если взамен их установили современные машины. Но где взять деньги?".
Развлекательных комплексов, оставшихся в ведении города, по пальцам перечесть. Большинство аттракционов арендуют у парков различные ОАО и ООО, которые, по логике, и должны следить за состоянием каруселей. Но зачастую их интересует одно - получение прибыли любой ценой. А потому в парках, особенно удаленных от центра, устанавливаются заведомо старые аттракционы. Правда, прокатиться на них можно всего... за 40-60 руб. Тогда как в центре - парке им. Горького, ВВЦ - меньше чем со 100 руб. к кассе и не подходи. "Дело не в возрасте аттракциона, - говорит генеральный директор завода "Аттракцион" (того самого, где был выпущен "Сюрприз") Андрей Дешкаленко, - а в условиях его эксплуатации. В Вене, например, до сих пор действует старейшее в мире колесо обозрения, ему уже 100 лет. Его регулярно осматривают, изношенные детали заменяют. По закону аттракцион должен отработать 15 лет, а дальше... закон не говорит, что с ним делать - выбросить, продать или отремонтировать. Все по усмотрению владельца. Согласно "Правилам технического содержания и безопасной эксплуатации аттракционов", срок эксплуатации можно продлить, но не свыше половины первоначального срока службы, установленного заводом-изготовителем. Но кто за этим будет следить?".
Как нам объяснили в Министерстве культуры РФ, два года назад ликвидировали Межрегиональную комиссию по безопасности, которая инспектировала карусели в парках. И теперь централизованно следить за безопасностью аттракционов некому. Единственный закон, который регламентировал содержание каруселей, был принят... 20 марта 1953 г. Летом 2002 г. и его отменили, а взамен опять-таки ничего предложено не было. Поэтому подумайте, прежде чем забираться на дешевую карусель...