НЕОТВРАТИМОСТЬЮ жилищно-коммунальной реформы городские власти пугали давно. Было даже назначено время "Ч" - 1 октября, с которого зеленоградцы (а за ними следом и все остальные москвичи) начинали платить 100% за всю "коммуналку". В последний момент эксперимент отменили. Почему и как скоро к идее 100% вернутся вновь? На эти и другие вопросы читателей "АиФ" отвечал вице-мэр Москвы Валерий ШАНЦЕВ.
Откуда берутся долги
- ЖИВУ в Зеленограде. Мы, конечно, рады, что эксперимент отменили. Но интересно знать почему?
- В Зеленограде мы хотели провести так называемую штабную игру. Но для этого требовалось отдельное разрешение федерального правительства. Оно вовремя не приняло необходимые документы, и эксперимент пришлось отменить. В будущем, чтобы избежать подобных накладок, мы планируем перейти на 100%-ную оплату по всей Москве. Для этого разрешений не требуется.
- Скажите, а нет у вас планов отказаться от полной оплаты за "коммуналку"?
- Нельзя забывать о том, что мы живем по рыночным правилам. Ведь никому не приходит в голову прийти в магазин и сказать: у вас тут колбаса стоит дорого, дайте мне за половину стоимости, а остальное вам Лужков доплатит. Колбасы покупают столько, на сколько хватает денег. А в жилищно-коммунальной сфере все пеняют на город. Мы определили, что население платит 42% от реальной стоимости услуг, остальное доплачивается из разных источников. В ближайшее время в рамках реформы правительство будет заниматься сведением в одно русло всех источников финансирования, давая возможность эксплуатирующим организациям получать 100% за свою работу. И пускать деньги не только на поддержание своего хозяйства, но и на развитие. У москвичей наконец появится возможность выбирать ту организацию, которая обслужит их лучше и дешевле. Это раньше мы были намертво привязаны только к своему жэку: нравится не нравится, а деваться некуда. Но мы и в выборе колбасы или одежды были сильно ограничены. А ведь нормальное качество появляется только в условиях конкуренции, когда плохие товары и услуги перестают покупать, а это значит, что производителям становится невыгодно работать плохо. Поймите, мы не повышаем тарифы, мы просто полностью расплачиваемся с обслуживающими организациями.
- Кто не будет платить 100% за услуги?
- Дотации получат те москвичи, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги будут превышать 10% от их дохода. Раньше мы доплачивали за каждого москвича 58%. Теперь полный тариф будет у всех, но тот, кто не сможет его осилить, получит право на субсидию.
- Я регулярно плачу за все услуги. Несколько месяцев назад получаю квитанцию, написано: долг - 32 руб. 41 коп. У бухгалтера спрашиваю: а откуда? Мне говорят, что не знают. Я не люблю слово "долг", поэтому заплатила. Получаю новую квитанцию: опять должна, и уже 52 руб.
- Обещаю разобраться. Ваша ситуация напоминает дэзовскую практику советских времен, когда за счет одних жильцов, тех, что платят регулярно и своевременно, покрывают расходы других, что не платят вовсе. В будущем советую вам требовать у бухгалтера подробный расчет вашего долга.
- Раньше была единая книжка по оплате жилкомуслуг. Сейчас их четыре, значит, создано целые четыре расчетные группы. А ведь можно всего лишь посадить троих человек с высшим образованием и дать им по компьютеру. Да я еще забыла одну группу - считающую субсидии.
- Вы абсолютно правильно поняли суть проблемы. На объединение и упрощение расчетов мы выделили специальные средства. В самые ближайшие месяцы с несколькими книжками будет покончено.
Откуда берутся помойки
- Я ЖИВУ в Марьиной Роще. У нас поднимали трубы недавно, изуродовали детскую площадку. В подъезде грязь и антисанитария. Мы жаловались в администрацию управы, да только все без толку, денег нет, говорят. Не скажете, куда нам еще обратиться по этому поводу?
- Вы дозвонились до меня, этого достаточно.
- Нет, недостаточно! Приезжайте, сами увидите.
- Достаточно, вот увидите, обещаю вам. В Москве разработана программа "Мой двор, мой подъезд", под реализацию выделены деньги. Просто ваша управа, видимо, их еще не освоила. А за приглашение спасибо, обязательно приеду.
- На территории 162-й школы для детей с отставанием в развитии построили сначала один оздоровительный комплекс для элиты, теперь строят еще один. Зачем в одном месте два комплекса? Тем более что школьники не могут туда ходить.
- Откуда вы знаете, что все построили для элиты?
- Мы туда ходили. Нам сказали, что если будете вмешиваться, пожалеете об этом.
- Не могли бы вы оставить телефон, с вами свяжутся и расскажут, как решен вопрос строительства.
- Я боюсь. Можно вы ответите мне через газету?
(После "прямой линии" Валерий Шанцев позвонил префекту Северного округа Петру Бирюкову. Действительно, на территории школы два физкультурно-оздоровительных комплекса - один уже эксплуатируется, другой строится. Вопрос решен так: первый откроют и для школьников, строительство второго будет прекращено.)
Откуда берутся слухи
- Есть мнение, что в команде Лужкова наметился раскол. Говорят, Кремлю ваша фигура приглянулась, что вам готовы оказать поддержку на будущих мэрских выборах. А команда этого не принимает, боится и вообще считает, что вы уже согласились на это...
- Иногда мне кажется, что о расколе в команде Лужкова знают все, кроме самой команды. Дело в том, что управлять таким сложным и огромным хозяйством, как в Москве, можно только при условии, что команда работает сплоченно и слаженно. Если даст сбой одно звено, посыпятся другие. У Москвы единая кровеносная система, и если допустить, что некий член команды начнет вредить другим или другому, он неизбежно нанесет ущерб и своей отрасли. Рабочие разногласия бывают, и на правительстве мы часто спорим до хрипоты, но когда решение принято, его выполняют все. Что касается связей с Кремлем, то, разумеется, руководство столичного города работает в постоянном контакте с федеральным центром. Но и с президентом, и с правительством общается Юрий Лужков. И это единственно возможный вариант. Уверяю вас, никто из членов нашей команды не бегает в Кремль решать свои отраслевые вопросы.
- Но вы не будете баллотироваться в мэры?
- Я сто раз говорил и готов повторить в сто первый: я никогда не буду конкурировать с Лужковым. Это было бы настоящим предательством, а я считаю, что отвратительнее предателей никого нет. Но дело не только в этом. Мне нравится моя работа, мне нравится работать с Лужковым, и работы мне хватает. Мэр доверяет своей команде и дает нам возможность работать самостоятельно. И не надо нас разводить, это совершенно бессмысленно. Мы слишком давно друг друга знаем.