"САТИРИКОН" выпустил премьеру - ибсеновскую "Гедду Габлер". Для худрука это был некий риск: и пьеса тяжеловата, хотя когда-то была весьма модной, и режиссер - дебютант. Но сюжет в пьесе занимательный, а сегодня и вовсе напоминающий мыльную оперу, и роли прекрасные, и юмор, и красивые женщины, и, разумеется, любовь. Впрочем, вот любви-то, страсти особой и не наблюдается.
В самом деле, отчего застрелилась красивая благополучная дама по имени Гедда Габлер? Треплев, Лариса-бесприданница, Катерина - понятно, от несчастной любви. А тут? Из-за непутевого мужа, возомнившего себя гением. От общего невыносимого окружения пошлости и мещанства жизни - это как-то уж очень хрестоматийно, по школьному учебнику. Этакий луч света в темном норвежском царстве. Впрочем, и темного норвежского царства с фьордами, скалами и непременным зловещим шумом моря тоже нет. Есть легкое, напоминающее модный интерьер оформление В. Мартиросова.
Гедда в исполнении несколько располневшей Натальи Вдовиной монументальна, характер нордический, твердый. И на музу гения явно не тянет. Настоящая же муза в исполнении Агриппины Стекловой (дочка известного актера) - рыжие волосы, современный облик и явное отсутствие того, что музе, собственно, пристало: духовность и ум. В чем же задача молодого режиссера Нины Чусовой, видоизменившей и избравшей столь редкий текст? Освежить подзабытую нашими театрами пьесу, а заодно и женскую тему, почти полностью ставшую прерогативой телешоу?
Спектакль для элиты - вряд ли. Для масс - тем более. Тогда для чего?