МЕЖДУНАРОДНЫЙ центр "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной еще не построен, но отчисления в казну с успехом делает. За 10 лет строительства самая знаменитая столичная яма поглотила, по разным данным, от 300 до 500 млн. долл., из которых 95 млн. долл. уже вернулись в бюджеты разных уровней. Самое время зарабатывать еще, рекламируя новый способ получения доходов. Но не это стало причиной разговоров про Сити: очередное изменение проекта на этот раз совпало с изменением границ делового центра Москвы.
Будем плодить чиновников...
ЮРИЙ Лужков не пошутил полгода назад, предложив некоторым подразделениям городского правительства и Мосгордумы переехать в Сити. И вот уже вместо офисно-жилого комплекса "Квартал на набережной" разобьют "Правительственный квартал" на 7,5 тыс. чиновничьих мест и 1 тыс. машиномест. Как у нас принято, архитектурная концепция еще не разработана, а сроки строительства уже определены: комплекс хотят закончить к 2004 г.
Неужели чиновникам не хватает места?! Вряд ли, в настоящее время они занимают 28 помещений в центре города, не считая зданий мэрии на Тверской, 13, и Новом Арбате, 36. Рассчитывать, что все эти помещения будут освобождены, не приходится, тем более что мэр уже уточнил: основные подразделения и он сам останутся там, где находились до сих пор. Значит, под новые кабинеты будут создавать новые чиновничьи места? Или некоторым раздадут дополнительные офисы? А что, такая практика давно существует: отдельные лица городского правительства имеют кабинеты и на Тверской, и на Новом Арбате. Можно выдать и по третьему. Но тогда возникает другой вопрос: когда же они будут работать, если придется переезжать с места на место? Похоже, пора законодательно ограничивать выдачу одного кабинета в одни чиновничьи руки, для чего внести изменения в закон о госслужащих.
Если серьезно, то скорее всего дело в другом. До сих пор инвесторы не выстроились в очередь на реализацию московской мечты делового процветания, хотя нам рассказывают, что то французы, то немцы, то американцы интересуются Сити. Из 12 млрд. долл. (такова окончательная стоимость достройки) удалось найти еще 100 млн. долл. Единственный выход - городские деньги. Все 10 лет они шли только на канализацию, водопровод, кабели, фонари и тротуары. (Список "достижений" см. ниже.) Правительственный же квартал решено построить за счет "использования принципов проектного финансирования и залогового кредитования, используя в этих целях имущество, высвобождаемое в результате перебазирования органов власти в Сити". Перечень помещений из-под чиновников, которые сдадут, заложат или продадут совсем, скоро будет составлен. А до тех пор действует запрет на проведение имущественных операций с любым из 28 зданий. Чтобы доходы, не дай бог, не потратили на какую другую стройку.
...и кормить строителей
ОФИЦИАЛЬНАЯ версия того, "как Сити изменит город", красочно повествует про возвращение историческому центру его историко-культурных функций. Уменьшение числа чиновников разгрузит улицы от потоков транспорта и создаст пространство "для туристской и рекреационной инфраструктуры". Кремль, Китай-город, центральные площади сомкнутся еще в одно городское кольцо - пешеходное. А деловая активность сместится к Сити. Там, если кто забыл, есть и Экспоцентр, и Центр международной торговли. Для полноценной VIP-зоны, которая объединила бы бизнес, досуг и проживание представителей деловых кругов, Красной Пресне не хватало только Сити.
Есть и другая версия. Старый центр добывает половину средств от использования всей городской земли и недвижимости, одновременно является "кормильцем" стройкомплекса Москвы. Именно в центре появляется элитная офисная и жилая застройка, деньги от которой идут в том числе и на строительство дешевого жилья в Бутово и в Марьино. Строить дорогое жилье на окраинах бессмысленно: кто его купит? Другое дело центр, поэтому-то на него и оказывается "градостроительное давление". Исчезают свободные скверы, дворы и детские площадки. Появляются дома, а вместе с ними транспортные и экологические проблемы, считает член наблюдательного совета "Москва-Сити" депутат МГД Москвин-Тарханов. Приостановить строительство нельзя - не будет средств на содержание стройкомплекса, не будет строиться дешевое жилье. Все это вместе грозит системным кризисом в смежных отраслях, ростом безработицы и социальной напряженности. В то же время и центр так варварски осваивать дальше нельзя. Ежегодно 20% жителей ЦАО протестуют против нового строительства. Выход - создание альтернативного центра. Вот им-то и собираются сделать Сити.
Новая концепция - превращение Сити из делового в новый центр города, с жильем, торговыми и спортивными помещениями, офисами и много еще чем. (От прежней, которую я анализировала в "АиФ-Москве" N 47 за 2001 г., она отличается наличием "Правительственного квартала".) Такого многофункционального района нет ни в одной столице мира. Но строительство того, чего нет больше нигде, грешит архитектурными чудесами и экономическими безумствами. Стоит "бороться" с этажностью (здания выше 50-60 этажей невыгодно содержать), в Сити борются с формами: вместо кристаллообразного здания рассматривается его шарообразный вариант. Деньги не найдены, но ясно, кто их освоит. И так 10 лет.
"Москва-Сити" за 10 лет
ПОСТРОЕН торгово-пешеходный мост "Багратион".
Полгода назад СДАН 34-этажный офисный комплекс "Башня 2000".
ПОСТРОЕНЫ гранитные набережные и многоуровневая развязка Третьего транспортного кольца.
ВЫВЕДЕНО порядка 30 предприятий.
ПРОТЯНУТО сетей: 5,7 км городского водопровода; 1,3 км канализации; 4,4 км дождевой канализации; 2 км газопровода; 1,8 км уличного освещения; 29,4 км кабельных линий электроснабжения; 27,3 тыс. кв. м дорожного покрытия, 9,3 тыс. кв. м тротуаров и 13,3 тыс. кв. м газонов.