ТАК называемый комплекс партийных зданий на Старой (нынче Славянской) площади включал в себя и "коробку", принадлежавшую ЦК ВЛКСМ. Партийные кабинеты по периметру площади сегодня заняли чиновники президентской и московской областной администрации. А кому же достался "комсомольский штаб страны"?
МЕЖДУ прочим, зданию на Маросейке исполняется в этом году 200 лет. За два столетия оно перестраивалось и даже надстраивалось, начав свою биографию с двух этажей. Теперь их 5. На фасаде - вывеска "Российский Союз молодежи". Но если походить по коридорам, то можно обнаружить офисы десятка контор. Еще в 1991 г., когда дошла очередь и до ликвидации ВЛКСМ, комсомольские лидеры подсуетились и переписали здание на свои структуры: здесь поселились общественные молодежные организации, которые постепенно умерли своей смертью, все оставив РСМ.
Я поднимаюсь на 4-й этаж по стареньким потертым красным коврам. Кстати, преемники комсомола сохранили ностальгическую любовь к советскому антуражу. 1-й секретарь ЦК РСМ Олег Рожнов сидит как раз в кабинете, в котором протирали кресла тоже первые секретари, только могучего ЦК ВЛКСМ. Столы, стулья - все из старых запасов. "Для нас это историческая ценность, реликвия, - говорит Олег Александрович. - И у нас рука не поднимается что-то поменять или перекрасить". Пришлось, конечно, поставить компьютер, факс (куда ж без них), но сохранили на столе мечту каждого чиновника высокого ранга - телефонную трубку в связке с десятком кнопочек с фамилиями - старую АТС (конечно, нынче не работающую). "АТС мы трогать не стали, - говорит Олег Александрович. - Тут на ней фамилии таких известных всей стране людей, что в хорошем смысле бросает в дрожь". И он трепетно провел по табличкам: Семичастный, Тяжельников, Мишин. Словно время повернулось вспять...
А вот на стене, за спиной секретаря, я обнаружил 4 выгоревших пятна, оставленных висевшими тут когда-то портретами. На мой вопрос, чьи же это были портреты, он сам и никто из нынешних работников не вспомнил. Значит, все-таки история движется вперед! "Зданию давно уже требуется капитальный ремонт. Но, во-первых, нужны огромные средства, которых нет и не предвидится. А во-вторых, большая проблема в том, что на время ремонта нам некуда переехать". Странно, преемники ЦК ВЛКСМ явно сдают часть своих помещений в аренду. "Да, есть на первом этаже турфирма, - словно услышал меня Рожнов. - Приходится сдавать, чтобы рассчитаться за коммунальные услуги".
Выходя из исторического кабинета, я увидел в окно Политехнический музей. Он переполнен экспонатами, помещений уже давно не хватает. И наверняка дом на Маросейке ему явно бы подошел. Но не был Гурген Григорян - директор Политехнического - 10 лет назад членом ЦК ВЛКСМ. Вот и не перепало музею...