ГОВОРЯТ, что выбрасывать разные предметы из окна поезда опасно - они могут попасть в соседнее окно и наделать дел. Судя по состоянию так называемых санитарных зон железной дороги, эксперименты с выбрасыванием мусора проводятся регулярно и в крупных масштабах.
ВКЛЮЧИТЬСЯ в эксперимент может любой пассажир пригородного поезда. На этот раз нашими сотрудниками и учащимися школы юного журналиста "АиФ" решено было проверить, как выполняется, если вообще выполняется, распоряжение мэра Москвы и главы администрации Московской области N 278-РМ-556р от 7 июня 1994 г. Согласно этому распоряжению на территории Москвы и области устанавливаются санитарные зоны, в пределах которых "категорически запрещается пользование поездными туалетами, выброс мусора из подвижного состава работниками железнодорожного транспорта и пассажирами". Сделано это было не столько ради более-менее приличного внешнего вида, сколько "во избежание нашествия грызунов и распространения различного рода инфекций". К санитарным зонам отнесли, кроме собственно путей, вокзалы, пассажирские и технические станции, а тем, кто гадит в этих местах, угрожали штрафами.
Хоть навоз раскидывай
ЗАГРУЗИВШИСЬ пищевым ширпотребом, я стартовал от Курского вокзала в сторону Подольска, где должна была кончиться санитарная зона. В мою задачу-минимум входило употребить все продукты и разбросать упаковку из окон, а в задачу-максимум - использовать тамбур электрички не по назначению и посмотреть, что из этого выйдет. Пара пива (бутылки, брошенные из окна, весело грохнули о рельсы), чипсы, орешки, банальные окурки, полиэтиленовый пакет, недоеденный после некоторых раздумий пирожок и газетный кулек с семечками - все полетело наружу. Реакция нулевая, да и кто за мною будет следить и налагать штрафы? Надежда блеснула, когда я приступил к задаче-максимум, оккупировав межвагонное пространство, чтобы слить остатки пива, - с другой стороны подошли контролеры с нарядом дорожной милиции. Я напрягся, но зря: они вежливо подождали, пока я управлюсь, и... прошли мимо, правда, укоризненно покачав головой. Все. Я уже иссяк. Впрочем, можно было бы бросить и гранату и даже выпрыгнуть самому - всем должностным лицам, ответственным за соблюдение чистоты и порядка, на то и на другое абсолютно наплевать, лишь бы без билета не ездили. Неудивительно, что наши эмиссары, исследовавшие санитарные зоны на всех направлениях, обнаружили везде примерно одно и то же: пути усеяны самым разнообразным бытовым мусором (кстати, абсолютным чемпионом явились использованные прокладки - до 150 штук на километр), а в традиционной 100-метровой полосе отчуждения на каждые 10 км санитарной зоны встречаются как минимум 3-4 довольно крупные свалки.
Отдельно рассматривался вопрос о "запрещении пользования поездными туалетами". Да, в поездах дальнего следования они закрыты. Почти всегда закрыты они и в электричках, но это ровным счетом ничего не значит: "облегчиться" можно в тамбуре, никто и слова не скажет. Так что поразившие воображение фекальные массы, разбрызганные в длину на 88 шпал по пути следования поездов Курского направления, - вполне нормальное явление железной дороги вообще, а наличие санитарных зон кажется каким-то издевательством. Уж по крайней мере над пассажирами поездов дальнего следования: всем гадить можно, а им, получается, нельзя.
Гаражи хуже сортира
ВПРОЧЕМ, как отметили в пресс-службе МЖД, пассажиры электричек вряд ли могут загрязнить железнодорожное полотно так, как это делают жители близлежащих населенных пунктов и владельцы гаражей. В конце концов в каждом отделении железной дороги существует специальная служба, занимающаяся и текущей уборкой путей, и ежегодной глобальной чисткой, "подготовкой к летнему сезону". Так что пакетики, прокладки и банки на путях долго все равно не задерживаются и серьезной эпидемиологической опасности не представляют. А вот несанкционированные свалки, возникающие в нарушение всех правил отвода земель, не только превращаются в гниющие крысятники, но и могут стать причиной вынужденного столкновения поездов. Пользуясь тем, что по существующему законодательству в 100-метровой зоне отвода могут находиться нежилые постройки, в том числе и гаражи, гаражные кооперативы при попустительстве местных муниципальных образований разрастаются до недопустимой близости к железнодорожному полотну. При максимуме приближения в 50 м гаражи встречаются и в 30-, и даже в 20-метровой зоне. Владельцы гаражей, не желающие, видимо, захламлять свою территорию, несут "отработанные" покрышки, ветошь, детали машин и просто бытовой мусор в сторону магистрали. За три месяца этого года зафиксировано больше 60 случаев "наложения посторонних предметов на рельсы". И наличие в санитарной зоне множества крыс, так испугавшее наших корреспондентов, объясняется именно этими свалками и "случаями".
В сложившейся ситуации проблема мусора, выбрасываемого из окон электричек и поездов, представляется настолько неактуальной, что ее решение откладывается на неопределенный срок.