ГОД назад в коллаже на первой полосе "АиФ" наш художник Андрей Дорофеев придумал "словечко" lopata.ru. Прошла пара месяцев, и в Интернете появился сайт с точно таким же названием. И теперь некая фирма, вовремя подсуетившаяся, продает там всякие мелочи. А Дорофеев - в общем-то автор идеи - оказался ни при чем...
БИЗНЕС на словах - один из процветающих сегодня в отечественном Интернете. Мечта любого банка - иметь сайт www.bank.ru, мебельного салона - www.mebel.ru, кинотеатра - www.kino.ru. Слово-то одно, а желающих много. Поэтому предприимчивые люди еще несколько лет назад начали регистрировать на себя различные ключевые слова. И когда компании стали осваивать Интернет, то оказалось, что большинство хороших доменов (названий сайтов) давным-давно застолблено, словно участки на Клондайке во времена золотой лихорадки.
Например, огромная коллекция имен, более 1 тыс., находится на сайте www.adresa.ru. Цены там, честно говоря, немаленькие: от 5 тыс. до 50 тыс. долл. И покупают. По словам сотрудника фирмы, заявки приходят даже на такие громоздкие названия, как www.metallokonstruktsia.ru. И это при том, что официальная стоимость регистрации домена в Российском НИИ развития общественных сетей, который официально контролирует и обслуживает всю базу имен, обходится всего в 20 долл. Зайдя на сайт регистрации имен www.nic.ru, я сам попробовал что-нибудь прикупить. Однако и alesha.ru, и bankir.ru, и даже haltura.ru были уже давно заняты. Мне оставалось довольствоваться только названием geroin.ru, дабы он не попал в грязные руки наркодельцов.
Кроме общеупотребительных слов киберсквоттеры (так окрестили "охотников" за словами на Западе) повадились захватывать еще и названия крупных компаний. Говорят, Росбанку пришлось выложить 20 тыс. долл. за домен www.rosbank.ru. А название www.sberbank.ru до сих пор принадлежит одной юридической фирме, помимо прочего активно торгующей доменами.
Как объяснили в РосНИИРОСе, положений, запрещающих торговлю доменами, нет. Эта область практически никак не регулируется законом. Поэтому действует принцип: первый получает все. Однако в некоторых случаях компании пытаются опротестовать в суде незаконное использование своей торговой марки. Так, в ответ на предложение киберсквоттеров заплатить 60 тыс. долл. за имя www.quelle.ru московское отделение крупной немецкой компании "Quelle AG" обратилось в суд. После долгой судебной тяжбы суд обязал виртуальных пиратов передать название законным владельцам торговой марки. Удалось выиграть дело и киноконцерну "Мосфильм", вернувшему под свое крылышко домен www.mosfilm.ru. С другой стороны, судебная битва фотогиганта "Кодак" за www.kodak.ru пока не увенчалась удачей. Но компания не отступилась и подала апелляцию. Разбирательство тянется по сей день.
Досталось и российским олигархам. В прошлом году юридическая компания Abbot&Bayer зарегистрировала чуть ли не сотню "золотых" имен России - alekperov.ru, deripaska.ru, vyakhirev.ru. Затем в пресс-службы холдингов поступили предложения выкупить домены за несколько тыс. долл. каждый. В противном случае фирма грозилась передать домены на сторону, что, мол, может выйти боком для репутации олигархов. Да что там олигархи! Есть домен www.putin.ru, но президенту он не принадлежит. Еще в августе 1999 г., через три дня после того как Путин стал премьером, фирма "Бэгон" оккупировала этот домен. Однако даже когда Путин был избран президентом, желающих приобрести www.putin.ru не оказалось. "Причина тому - страх, - считают торговцы доменами. - Вот купишь себе это имя, так и спать спокойно не будешь".
Самые дорогие названия сайтов в мире
Доменное имя - Цена продажи (в долл.)
Business.com 7, 5 млн.
AltaVista.com 3, 25 млн.
Loans.com 3 млн.
Wines.com 3 млн.
Autos.com 2, 2 млн.
Express.com 2 млн.
WallStreet.com 1, 030 млн.
Cinema.com 700 тыс.