С НАЧАЛА года в столице произошло 2 громких заказных убийства - были расстреляны директор гостиницы "Пекин" Константин Георгиев и гендиректор монополиста в области рекламы ООО "Атор" Владимир Каневский. Убийства столь крупных предпринимателей в последнее время стали редкостью - в основном "заказывают" бизнесменов средней руки и только-только вставших на ноги коммерсантов. Однако не исключено, что в ближайшее время столицу может захлестнуть волна убийств именно титанов столичного бизнеса. По слухам, она может быть вызвана новым переделом собственности, причем не столько на самом рынке, сколько внутри крупных корпораций.
Пик заказных убийств пришелся на середину 90-х годов. В то время шла острая борьба за сферы влияния - каждый предприниматель стремился занять нишу, которая была более или менее свободной. Многие новоявленные бизнесмены были убиты при дележе криминальной сферы влияния.
По данным Главного управления уголовного розыска, за последнюю пару лет число заказных убийств снизилось на 2,7%. Жертвами преступников по-прежнему становятся коммерсанты на уровне директоров мелких и средних фирм. Также от рук наемных убийц гибнут так называемые индивидуальные частные предприниматели - торговцы и содержатели лотков на рынках, "челноки". Самым опасным бизнесом остается торговля и сферы развлечений и услуг, области, где возможны щедрые госдотации. Не последнее место в этом списке занимают строительство и рынок недвижимости. Заказные убийства в этой сфере касаются не только предпринимателей, но и чиновников. По одной из версий, гибель заместителя префекта Западного округа вполне могла быть связана со строительством.
Другой отличительной особенностью заказных убийств прошедшего года стал перенос их "делового" характера на бытовой уровень. Нередко женушка, опасаясь развода и раздела имущества, заказывает собственного мужа или же наоборот. Внешне все выглядит точь-в-точь как криминальная расправа с конкурентом: та же слежка за "объектом", тот же контрольный выстрел. Только вот заказчиков преступления следует искать в самой семье. От такого рода "заказухи" не может быть застрахован даже простой инженер, у которого за душой только и есть, что квартира. Как говорят аналитики ГУУРа, "семейно-бытовая" разновидность заказных убийств вскоре станет ведущей.
По словам начальника отдела по раскрытию серийных и заказных убийств ГУУРа Александра Булюка, причину заказного убийства не всегда следует искать в предпринимательской деятельности: "Говорить о том, что убийство было заказным, можно только после того, как дело пройдет суд. В прошлом году, например, в Москве и области было вынесено около полусотни приговоров по статье "убийство по найму". Если же сразу после убийства говорят, что оно было заказным, это означает, что преступление содержит признаки заказного убийства: например, убийца знал распорядок дня жертвы, у убитого была крупная сумма денег, на которую никто не позарился, и т. д. У нас были случаи, когда мы долго считали убийства заказными, а потом выяснялось, что преступление произошло случайно. К примеру, в подъезде нашли человека, занимающего не последний пост в компании. Долго отрабатывали его конкурентов, а потом выяснилось, что пулей закончился его воспитательный разговор с наркоманом, который зашел в подъезд помочиться..."
Цена за ликвидацию человека колеблется от одной до сотни тысяч долларов в зависимости от занимаемого жертвой поста. Нередко исполнителя вызывают из другого города или же вообще из бывшей союзной республики. Когда такой убийца идет на "дело", в кармане у него уже лежит обратный билет на родину...