ПЛОХО, когда в соседях согласья нет. Еще хуже, если дело не ограничивается "идеологическими" разногласиями, а переходит в практическую плоскость. Скажем, один сосед посягает на имущество другого. На протяжении последних лет нечто похожее происходит между ГУ "Московское городское управление лесами" и администрацией Московской области.
Эти "сладкие" 10 километров
КАМНЕМ преткновения стал лесопарковый защитный пояс столицы, который, как известно, является своего рода резервуаром чистого воздуха для мегаполиса и наиболее популярным местом отдыха москвичей. Еще в 1960 г. территория ЛПЗП (так звучит аббревиатура лесопаркового защитного пояса на казенном языке) была передана в хозяйственное ведение Москвы. С тех пор охрана, содержание и воспроизводство зеленых массивов в радиусе 10 км от столицы (а это около 72 тыс. га и 10 спецлесхозов со своей материально-технической базой) оплачиваются исключительно из средств городского бюджета. В год на эти цели тратится порядка 100 млн. руб. Все спецлесхозы входят в ГУ "Московское городское управление лесами", принадлежащее столичному правительству. Администрация области в содержании ЛПЗП никакого участия не принимала и не принимает.
На лесные участки, прилегающие к мегаполису, повышенный спрос. Говорят, коммерческая стоимость сотки земли под Барвихой доходит до 15 тыс. долл. Желающих строиться в ближнем Подмосковье хоть отбавляй - фирмы, госучреждения, физические лица... Неудивительно, что так называемые отводы лесопарковых территорий (передача в аренду, перевод в нелесные земли, изъятие участков лесного фонда) стали нормой.
"Раньше отводы производились по согласованию с нами, - говорит замначальника "Московского городского управления лесами" Виктор Новиков, - администрация области решала эти вопросы совместно с правительством Москвы. Например, с 1996-го по 1998 г. в установленном порядке было отведено 206 га лесных земель. Но постепенно областные власти стали осуществлять отводы сами. При этом они даже не ставят в известность наше управление".
Останутся голые склоны
ПЛАТЕЖИ за изъятие земель перечисляются в бюджет области и на счета Московского управления лесами (это областная структура). Сами спецлесхозы не получают ни копейки. Впрочем, с точки зрения подмосковного правительства, все вполне законно: оно вовремя приняло ряд постановлений. Но как быть с Земельным кодексом, который региональная власть изменить не в силах? Там в ст. 86 сказано: границы и правовой режим пригородных зон Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральным законом. Кто, спрашивается, прав?
Наибольшим спросом пользуются лесопарки, которые прилегают к той же Барвихе, Раздорам и другим элитным поселкам. В числе просителей, коим областная администрация выделила участки лесного фонда в одностороннем порядке, - пара инвестиционных компаний, одна радиостанция, Олимпийский комитет России и, разумеется, Управление делами президента. Но если Олимпийский комитет просит землю под строительство горно-лыжного комплекса, то фирмачи и не скрывают, что их цель - индивидуальное жилищное строительство и возведение коттеджных поселков. Администрация идет им навстречу - инвесторы нужны Подмосковью. Что же касается Управления делами президента, то для него отобраны лучшие участки лесного фонда. Они находятся в поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения Москвы и в заказнике "Лохин остров".
Не будем тешить себя иллюзиями: если бы землями ЛПЗП распоряжались не областные, а столичные власти, их отводили бы с неменьшим усердием. Проблема в другом: в пылу борьбы за владение "зеленым поясом" ГУ "Московское городское управление лесами" могут вообще упразднить. И вместо него учредить Московское лесничество, напрямую подчиненное Службе лесного хозяйства РФ. Это значит, что спецлесхозы превратятся в обычные лесхозы, а их финансирование сократится раз в десять. Денег хватит только на зарплату лесникам. "Зеленые легкие" столицы содержать будет не на что.