Примерное время чтения: 3 минуты
100

"Дом Нащокина" покраснел для Церетели

НАТРУЖЕННЫЕ руки и короткие ноги мясистых акварельных персонажей Зураба Церетели украсили стены галереи "Дома Нащокина". Выставлять фонтанирующего идеями скульптора, к тому же президента Российской академии художеств, непросто. Разве что на открытом воздухе. У галереи получилось потому, что на этот раз обошлось без монументов. И даже без живописи, которую последний раз показывали общественности в 1998 г. Предметы новой выставки - графические листы Церетели последних четырех лет.

Художник на вернисаже выглядел усталым. Но это была усталость не от жизни. Так выглядят уставшие от внимания и признания заслуг. В день открытия выставки Патриарх Московский и всея Руси наградил его грамотой в ознаменование завершения совместных трудов над храмом Христа Спасителя. Поэтому в "Дом Нащокина" Церетели немного опоздал. Можно сказать, что этого никто и не заметил, потому что директор галереи Наталья Рюрикова просидела в пробке много дольше. Праздновать начали без нее. Под звон бокалов с шампанским гости привыкали к необычному Церетели. Сам художник очень эффектно смотрелся в черной коже на фоне красных стен. Кажется, их покрасили специально, чтобы подсветить его самого и его графику.

Церетели рисует везде: на чем угодно и где угодно. Я замечала, как на пресс-конференциях он отвлекается и, улыбаясь всем, начинает водить своей красивой перьевой ручкой, привлекая внимание в том числе и к своему перстню с большим темным камнем. Говорят, нарисовав, он может рядом что-то написать - дату встречи, имя собеседника. У него в мастерской я видела лист с номером телефона. Окружение комментирует: мол, не успели вытащить - вот и "испортил".

"Порченых" листов в "Доме Нащокина" не выставляли. В предисловии к выставочному каталогу Наталья Рюрикова написала, что именно в графике раскрывается реальная стоимость художника: "Лишенный цвета и трехмерного пространства, художник остается один на один с собственным талантом". Цвет в некоторых работах все же присутствовал. Но как-то случайно: синее небо и синие лица, желтые листья и такие же желтые домики, зеленые фартуки, яблоки и зеленые кувшины. Его герои - в основном простые люди, занятые обычным трудом или домашним хозяйством. Они умеют веселиться, но позы их безыскусны, а выражения лиц рассказывают про трудную жизнь. Чтобы это оценить, нужно на время забыть про их автора, "который насооружал неисчислимое количество гигантских монументов по всей нашей безропотной стране". Это предложил сделать его давний друг и известный режиссер Отар Иоселиани. Если последовать этому совету, можно удивиться результату: открытие нового художника гарантированно. Выставка работает до 20 апреля.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно