Примерное время чтения: 6 минут
95

Шарики за бантики

Оформители витрин запустили новогодний процесс, горя искренним желанием "сделать покупателям красиво". Ретивые продавцы уже пустили гулять по витринам восточных поросят в обнимку с западным Санта-Клаусом.

ЗА НЕСКОЛЬКО недель перед основным праздником напор нетипичной, нетрадиционной символики чудовищно возрастает. Эффект настолько силён, что перестаёшь понимать - Москва вокруг или, скажем, любой из Франкфуртов, жители которого внезапно сбрендили и принялись украшать витрины да и город в целом, по пьяному наитию и от балды, размещая свою традиционную рождественскую символику безвкусно и нелепо.

Несколько лет назад московские власти рекомендовали дизайнерам обратиться к русской новогодней и рождественской символике. Рекомендация, судя по тому, что творится вокруг, пропала втуне. По-прежнему бал правят веночки из еловых ветвей, перевитые красными лентами, украшенные колокольчиками, гномиками и четырьмя свечами. По-прежнему висят красные носки, хотя появление подарка в них, мягко говоря, проблематично - по идее, Санта-Клаус на русские носки вряд ли обратит внимание, а Дед Мороз и подавно, поскольку к такой раздаче подарков не приучен. И повсюду классическое европейское сочетание рождественских цветов - зелёный-красный-золотой. Единственное утешение, что хоть рождественская Вифлеемская звезда у нас с европейцами общая - восьмиконечная.

С одной стороны, вроде бы ничего страшного не происходит. Ну пусть повисят эти веночки, не свастики ведь. Да и красиво опять же, глаз радует, а что ещё нужно для создания новогоднего настроения?

Красиво-то оно красиво, спору нет. Однако весьма... унизительно. Такая ситуация сильно напоминает праздник в папуасской деревне, где внезапно обнаружили 10 ящиков стеклянных бус. Глаз они радуют, вот папуасы и цепляют бусики куда попало, нимало не задумываясь о том, что всё-таки лучше их носить на шее, а не на лодыжке или на пузе в три ряда. Пока что с рождественской европейской символикой мы обращаемся именно так. Вот, скажем, веночек с четырьмя свечами. Умный немец, если у него спросить, что это за предмет, сможет объяснить, что венок называется адвентским, символизирует рождественский пост (адвент), что четыре свечи означают четыре недели, оставшиеся до праздника, что каждое воскресенье полагается зажигать по одной свече, сопровождая это соответствующими рождественскими гимнами. Глупый немец этого объяснить не сможет, но гордо скажет, что и отец его так делал, и дед, и прадед. А что скажет русский, бездумно налепив на витрину целых пять таких венков? Отцы его так не делали, да и сам он не католик и не протестант. Зачем повесил, да ещё в таком количестве? Только потому, что красиво? Вот и выходит, что поступил, как папуас.

То же самое касается и сочетания цветов зелёный-красный-золотой, которое католической и протестантской Европой используется осознанно и осмысленно, отсылая этот элемент дизайна к дарам волхвов родившемуся Спасителю. В православной традиции тоже было подобное осмысление, но цвета были иными - сочетание голубого, серебристого и белого, где чётко читалась отсылка к Богородице, чей цвет традиционно считался голубым. Понятно, что рождественская символика успела подзабыться за советский период, но не до такой степени, как может показаться. Во всяком случае, традиционно православное сочетание цветов в новогоднем дизайне никуда в СССР не делось - шуба советского Деда Мороза всегда была голубая с белой оторочкой, сменившись на красную санта-клаусовскую сравнительно поздно, в конце 70-х. Да и оформление витрин тоже выдерживалось в этой гамме, которая утратила религиозный смысл и воспринималась как нечто сказочно-зимнее. И сейчас, если даже не заморачиваться на предмет конкретного наполнения символа и не искать консультантов-историков, что мешает нашим дизайнерам использовать традиционно наше сочетание цветов хотя бы потому, что оно НАШЕ? И создавало праздничное настроение поколениям москвичей с ничуть не меньшим эффектом, чем европейское? В конце концов, можно ведь, особо не утруждая себя, вспомнить детство и традиционных снеговиков и мишек, белок и зайцев. А если кто действительно верующий, так фигурки ангелов - вполне в русской традиции. Правда, ангелы не европейские - розовощёкие крепыши, а более изящные. Можно подумать, свет клином сошёлся на оленях Санты и его же свите - зелёнобашмачных эльфах. Во всяком случае, иллюстрации, представленные на полосе, показывают, что не Сантой единым живы витрины.

Не хочется нагнетать атмосферу, но, видимо, в этом году ситуация повторится, невзирая ни на какие рекомендации властей. Наверное, только злая насмешка над русским оформителем, обладающим папуасской психологией, может хоть как-то поправить дело.


Ольга МЕЛЬНИКОВА, профессор факультета психологии МГУ:

- ВЗГЛЯДЫ на сочетание цветов, создающих праздничное настроение, отличаются у разных поколений. Те, кто постарше, твёрдо ассоциируют Новый год с белым, зелёным, синим, голубым, серебристым. Молодёжь расставляет приоритеты так - зелёный, красный, золотой, белый. Так что в самом грубом приближении можно сделать вывод, что старые русские традиции потихоньку сдаются. Молодёжь считает европейскую рождественскую гамму своей. Но все подряд говорят, что очень важен ещё и оранжевый цвет, видимо, по ассоциации с мандаринами. Конечно, мы ждём не столько кумача на еловых ветвях, больше похожих на венки раннего большевизма, сколько многоцветья. Пусть присутствуют разные традиции. Но делать это надо осмысленно.

Василий ФИЛИН, директор центра "Видеоэкология":

- С ТОЧКИ зрения физиологического восприятия никаких различий между европейской и русской цветовой рождественской гаммой нет. Они одинаково комфортны для глаз. Другое дело, что иногда дизайнеры советуют использовать такие сочетания цветов, которые могут вызвать сильный психологический дискомфорт, например красное с синим. К неудачным идеям можно отнести монохромное оформление ёлок, особенно если на дереве присутствуют только шары или только бантики одного цвета. Ну и вкус оформителя многое значит. Одна ёлка в витрине - хорошо, она создаёт центр внимания, притягивает взгляд. А три, пять или десять однообразно украшенных ёлок или венков могут свести с ума. И здесь уже ощущение праздника подрывается на корню.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно