В КОНЦЕ прошлой недели в столице подорожал бензин. Не сказать, чтобы значительно, - копеек на 20-40. Впрочем, для многих автовладельцев это ощутимая прибавка. А главное, возникает тревожный вопрос: что будет с ценами на топливо дальше?
ЕСЛИ в четверг АИ-95 стоил на разных автозаправках чуть больше 9 руб., то в пятницу утром его цена поднялась до 9 руб. 50 коп. Подорожал и АИ-92. И хотя в начале текущей недели цены вернулись на прежний уровень (в среднем 8 руб. 16 коп. за АИ-92 и 9 руб. 20 коп. за АИ-95), успокаиваться не стоит.
Говорят, что подобный скачок прогнозировался еще месяц назад, поэтому для специалистов он сюрпризом не стал. По их мнению, инфляция вносит свои коррективы в цены на топливном рынке. Электроэнергия и газ подорожали - теперь очередь за нефтепродуктами. И владельцы АЗС помочь потребителю ничем не могут: если растет оптовая цена на бензин, продавать его себе в убыток они не будут.
"Ситуация вполне закономерная, - говорит президент Московской топливной ассоциации Сергей Борисов. - Во второй половине прошлого года топливный рынок успокоился, и цена на 92-й, самый ходовой бензин, установилась на отметке 8 руб. 30 коп. Потом, в конце года, произошел традиционный спад деловой активности, у некоторых компаний даже появились излишки нефтепродуктов. Баланс спроса и предложения был нарушен. Теперь же он восстанавливается, только в него еще вмешивается инфляционная составляющая".
По прогнозам Сергея Борисова, уже в мае подорожание бензина в розничной продаже (на АЗС) может достичь 10-15%. Для того чтобы удержать цены в разумных пределах, государству надо вести грамотную политику экспорта нефти, не доводить ситуацию до такой, когда компаниям станет гораздо выгоднее продавать "черное золото" за рубеж, чем оставлять его на внутреннем рынке. Ведь в этом случае наш рынок нефтепродуктов оголится и цены на бензин резко пойдут вверх - спрос превысит предложение. "А это приведет к кризису, так как у нас цена свыше 30-35 центов за литр бензина является невозможной. Потребитель не готов столько платить", - утверждает Борисов.
Впрочем, 15%-ное подорожание топлива - это тоже удар по карману. И не только автовладельцев. Растут в цене грузоперевозки - значит, дорожает любая продукция, которая так или иначе с этими перевозками связана. На несколько процентов может подняться и плата за проезд в общественном транспорте. А это уже касается тех, кто и за рулем-то никогда не сидел.