ВОИСТИНУ, природа коварна в своем противостоянии человеку. Даст слабину в одном месте - наверстает в другом. Нынешней весной Подмосковье практически обошлось без наводнений. Зато другое стихийное бедствие - лесоторфяные пожары - пришло к нам на месяц раньше запланированного срока. Более того: поскольку снег сошел слишком рано, в открытых пожарных водоемах теперь не хватает воды. И это стало главной трудностью при тушении огня на торфяных землях.
ПОЖАРООПАСНЫЙ сезон в этом году объявлен с 10 апреля. По прогнозам Главного управления ГО ЧС Московской области, в зоне лесных и торфяных пожаров могут оказаться 60 населенных пунктов, где проживают около 250 тыс. чел. Готовы ли мы противостоять стихии? "Приняты все возможные меры, - говорит замначальника Управления ГО ЧС Михаил Шиянов. - Штаб пожаротушения работает круглосуточно. Усилена охрана лесов, организовано авиапатрулирование. Определены силы и средства: это свыше 31 тыс. чел. личного состава, 956 единиц пожарной техники, до 3,5 тыс. единиц специальной техники".
Московская область (по своим климатическим условиям и характеру почвенного покрова) является регионом постоянной угрозы возникновения лесоторфяных пожаров. К зонам повышенной опасности относится более десятка районов: Шатурский, Талдомский, Дмитровский, Орехово-Зуевский, Егорьевский, Клинский, Павлово-Посадский, Луховицкий, Ногинский, Воскресенский, Сергиево-Посадский, Солнечногорский... В прошлом году материальный ущерб от огненной стихии специалисты оценили в 8 млн. 400 тыс. руб. (прямой ущерб составил 5 млн. руб.). За весь сезон было зарегистрировано 490 очагов возгорания на площади 211 га. Ситуация квалифицировалась как пожароопасность средней степени. Что ждет нас в этом году? На момент подписания номера в печать Управлением ГО ЧС области было зафиксировано 44 очага возгорания. Площадь пожаров составила 65 га. Сезон только начался, и любому здравомыслящему человеку понятно: как бы хорошо ни были подготовлены к борьбе со стихией спасатели, пожарные и военнослужащие, ущерба вновь не избежать. Насколько в этом виновата природа и насколько сами люди?
Ученые считают, что с помощью пожаров природа регулирует процесс воспроизводства лесов: сжигает накопившуюся подстилку и дает свежему семени упасть на свободную почву. Поэтому, скажем, в США лесные пожары не тушат, а регулируют. У нас пока практикуются прежние методы борьбы с этим природным явлением: любой огонь должен быть ликвидирован любыми силами. Впрочем, человек только помогает стихии...
Так, торфодобывающие предприятия не спешат тратиться на восстановление использованной ими земли. В прошлом году они должны были рекультивировать и передать в пользование 42 тыс. га, но передали только 820 га (меньше 2%). В результате идет усыхание лесов, а брошенные земли становятся зонами повышенной опасности. Федеральные и областные ведомства, которые отвечают за железнодорожные и автомобильные дороги, линии электропередачи, не следят в должной мере за их противопожарной безопасностью. Вдоль границ лесов, которые толком до сих пор не определены, скапливаются мусор и валежник (видимо, никому не хочется их вывозить). А взять несанкционированные свалки... Сваленные где-то в лесу отходы становятся прекрасным топливом - достаточно бросить спичку.
Наконец, главное, на что стоит обратить внимание: в Московском управлении лесами 85% пожарной техники давно выработало ресурсы своей эксплуатации. Финансирования не хватает, чтобы купить горюче-смазочные материалы, провести ремонт техники и обеспечить медикаментами тех, кто пострадал в результате тушения пожаров. Да что там, порой нет денег на покупку продуктов для людей, которые по долгу службы обязаны бороться с природным огнем. Какой же, спрашивается, прок с голодного солдата?