ОКОЛО ста тысяч москвичей ежедневно заходят в книжные магазины. Их в столице больше 200 (для сравнения - в Нью-Йорке только 180). Проще всего найти нужную литературу в магазинах-гигантах, которых в Москве четыре: "Библио-Глобус", "Московский Дом книги" (МДК) на Новом Арбате, "Москва" и "Молодая гвардия". Но как себя чувствует здесь покупатель? Ведь покупка книги для нас - особый ритуал. Мы должны ее полистать, вдохнуть запах свежей типографской краски, вспомнить предыдущую работу автора, сравнить эту книгу с другими на той же полке.
Полистать, подумать
НАПРИМЕР, в МДК я никогда не могу добиться толковых ответов от консультантов, они показывают куда-то вдаль и советуют спросить в другом отделе. Коммерческий директор ГУП ОЦ "Московский Дом книги" Геннадий Мартынов не отрицает, что большинство устраивающихся на работу консультантов не имеют понятия о специфике книжной торговли, поэтому приходится для них проводить курсы переподготовки. Видимо, мне попадаются те, кто на курсах еще не учился. На книжках, продаваемых в "Библио-Глобусе", меня раздражал штрихкод, намертво приклеенный к обложке. Но, как мне объяснили в дирекции, оказывается, можно попросить консультанта принести экземпляр без наклейки.
И в "БГ", и в "Москве" катастрофически не хватает свободного места. Толчея страшная, каждый день в "БГ" приходят 10 тыс. покупателей, спокойно побродить вдоль стеллажей можно только утром в будний день. По словам Бориса Есенькина, холдинг-директора группы "Библио-Глобус", нехватка площадей сейчас главная проблема, их пытаются расширить за счет освобожденных служебных помещений.
Существенный плюс всех крупных магазинов - система супермаркета. Посмотрите, сколько человек прочитывают книги, стоя у стеллажей, или делают нужные выписки. Кстати, руководство книжных домов терпимо относится к этой категории посетителей и не разрешает консультантам делать им замечания или принуждать к покупке. Но что меня, как и большинство москвичей, не устраивает, так это расположение большинства крупных магазинов в центре города: мало кому нравится везти в метро пакет с тяжелыми книгами. Торговые точки на периферии появляются, но пока районы новостроек могут похвастаться лишь киосками, небольшими книжными отделами в универмагах. Большие книжные магазины на окраине редкость.
Дальше - меньше
ЧТО ЖЕ покупают москвичи? По рейтингам книжных домов, самый ходовой товар - художественная, детская и учебная литература. Акунин соперничает с Ролинг и Мураками, Маринина - с Дашковой и Толстой, трудовой кодекс - с уголовно-процессуальным и административным. Во время студенческой сессии и в августе на вершине хит-парада учебная литература, весной отлично расходятся книги по садоводству, дачному хозяйству, к праздникам увеличивается число проданных дорогих подарочных изданий. Все больше продается книг в твердой обложке и на хорошей бумаге, люди готовы заплатить на 30-40 руб. больше и знать, что и через много лет их экземпляр будет приятно взять в руки.
Генеральный директор Российской книжной палаты Борис Ленский считает, что мы стали заметно больше читать. Столь оптимистичное мнение имеет простое объяснение: сейчас книги выпускаются только на продажу, ни один издатель не может себе позволить печатать книги на склад. А так как тиражи и число названий растут, значит, люди стали больше покупать. Еще недавно насчитывалось 250 российских издательств, теперь их больше 20 тыс. Но отмена с начала 2002 г. налоговых льгот для издательств может свести на нет все успехи последних лет, господдержка необходима. Еще за месяц до отмены льгот цены поднялись на 20-25%, это тут же сказалось на покупаемости. В Англии, стране - лидере мирового книгоиздания (там за год появляется в два раза больше книг, чем у нас), нет НДС в сфере издания и торговли книгами, и все равно книги стоят недешево. Конечно, до западных цен нам еще далеко, но у нас и средняя зарплата во сколько раз меньше. Динамика выпуска снизилась, издатели не хотят рисковать. Для сравнения - данные на конец мая за три последних года: 2000 г. - 25 тыс. названий, 2001 г. - 29 тыс., 2002 г. - 28 тыс. Налоговые льготы нужны для того, чтобы литература была доступной для покупателя. Ведь сейчас книги даже не включены в потребительскую корзину, они считаются роскошью.