АКТЕР Михаил ЕФРЕМОВ в отличие от многих артистов, тем более - детей знаменитостей, от армии не "косил". И службу в ней вспоминает с удовольствием.
- РАНЬШЕ у нас образы военных в кино были стандартными: либо бравый герой в погонах, либо, если это человек случайный в армии, нелепый или даже жалкий. А ваш персонаж в сериале "Граница. Таежный роман" на редкость многоплановый и притягательный, хоть и не самый положительный.
- За это надо сказать спасибо режиссеру Александру Наумовичу Митте, который взял меня в свой фильм "по блату", поскольку я дружу и работаю с его сыном. И второе спасибо сценаристу Зое Кудре, написавшей такую классную роль.
- Не преуменьшайте своих заслуг!
- Мои заслуги в том, что я это все не оскучнил. И, кстати, время действия этого фильма очень близко ко времени, когда я сам служил в армии. Для меня армия - достаточно положительные воспоминания, исключая, правда, первые три месяца, когда думал, что попал в ад, потому что все было очень непривычно. А потом привык. И вспоминаются, как у всех, в основном хорошие вещи. Но теперешняя армия, думаю, совсем другая по атмосфере, по нравственным критериям. Я служил в армии не очень нравящейся мне страны. Тем не менее это была страна как страна - "раззудись плечо!". И армия была соответствующей. А сейчас мы живем в стране, раздираемой чудовищными противоречиями в любой области, какую ни возьмите. Не только в армии, но и где угодно, во всех сферах - сплошные "непонятки".
- Но раньше-то было само собой, что все парни идут служить?
- Ничего подобного! И тогда "косили" не меньше! Если сравнивать в масштабах СССР и теперешней России, количество "косящих" будет приблизительно одинаковым. И те катаклизмы, те перемены, которые народ переживает сейчас, сказываются на армии. Когда какая-то структура НЕ ХОЧЕТ перемен, они на ней отражаются отрицательно. Любая структура должна "бежать" впереди перемен. Перемены пришли, а она уже поменялась, ей уже по кайфу эти перемены. Например, прекрасное племя фарцовщиков конца советской власти перемены не только готовило - оно в них уже жило. Им не пришлось перестраиваться в перестройку. И если бы году в 1985-м решили реформировать армию, то уже к 1995-му, я думаю, все было бы с ней нормально. Как в Америке, как в Израиле, где служба в армии - долг каждого! Меня это восхищает. Но я мало что могу сказать про Российскую армию - я в ней не служил. Я служил в Советской армии, когда был лозунг: "Чистые погоны - чистая совесть!".
- При всем опасливо-негативном отношении к армии многие тем не менее с интересом смотрят сериалы "Спецназ" и "Мужская работа". Почему?
- Думаю, людям просто хочется узнать наконец, что же там происходит в действительности на этой войне, пусть даже в художественном плане. Но и в художественном правды не говорят. Пока это только... украшательство. Ну, есть такое "кинопроизведение" Невзорова "Чистилище". Но это не может быть фильмом, потому что это непрофессионально с художественной точки зрения. Надо владеть профессией кинорежиссера, а потом уже браться за съемки фильма. А люди смотрят. Потому что 7 лет идет эта война, а мы в принципе не знаем, что там происходит, кроме тех, кто там был. Вот я там не был и ничего об этом не знаю... Кстати, я - опытный сериальный артист! Снялся в одном из последних сериалов советского времени - фильме "Дубровский" и в одном из первых сериалов российского времени - "Королева Марго". И пока тормознул.
- Почему? Сейчас столько выходит сериалов!
- Вот именно! Скажу честно, по-прежнему являюсь телевизионным наркоманом. Но даже я - опытный потребитель телевизионного продукта - иногда прокалываюсь. Вот смотришь сериал и во время рекламы начинаешь щелкать по другим каналам. Потом возвращаешься - смотришь сериал... и думаешь, что тот же самый, хотя это уже другой и на другом канале! И от этой путаницы спасают только выпуски новостей. Правда, раньше они боролись друг с другом, говорили о разном, а сейчас - одно и то же! А если серьезно - думаю, ситуация изменится в лучшую сторону, когда появятся действительно телевизионные сериалы. Сейчас они снимаются как художественные фильмы, а это - другой жанр. Мне непонятно, к примеру, почему нет интерактивных сериалов. И вообще - нужен какой-то художественный закон, по которому должен сниматься сериал. Уверен, что кинематографисты России в этом смысле очень скоро предложат какой-то выход. Потому что знаю и опытных телевизионщиков, таких как Андрей Столяров, который думает, надеюсь, над этими проблемами. И знаю молодых, таких как Александр Шейн, который сейчас делает что-то телевизионное. Вот что у них получится, мне интересно посмотреть, потому что у них хотя бы взгляд не замылен. А на телевидении, я знаю это по опыту, очень быстро замыливается взгляд. Поэтому главное, чтобы не перемены настигли телевидение, а чтобы телевидение было готово измениться. А иначе - будет как с... армией!