Примерное время чтения: 2 минуты
137

В погоне за тенью жизни

СТАВИТЬ Михаила Булгакова, его прозу и особенно пьесы - занятие сложное и опасное. И дело тут не в пресловутом мистическом ореоле, которым наградили творчество классика многие. Дело в многословности и многослойности, в смысловых глубинах и подробно выписанных героях. Не каждый режиссер и актер взвалит на себя задачу не просто истолковать сочиненное, но и актуализировать его. Однако смельчаки время от времени находятся. Недавний пример - спектакль Елены Невежиной "Бегъ" в Театре п/р Олега Табакова.

Елена Невежина, чувствуя любой сложный материал, не стала изобретать для своей постановки - почти эпохальной истории о белогвардейском движении - современный антураж и выискивать злободневные подтексты. Наоборот, сделала добротный, оформленный в ретростилистике (художники - Владимир Мартиросов и Анастасия Глебова, художник по костюмам - Светлана Калинина) и при этом удивительно сегодняшний спектакль, с горькой задумчивостью о смертельно больной России. Ведь в нашей стране не важно, на чьей ты стороне оказался - все равно погибнешь, если машина общественного равнодушия настигнет тебя. Равнодушие, тотальное, всеобщее, - это главная беда, с которой пытаются справиться герои. И сломленный запутавшийся интеллигент Голубков (Виталий Егоров), и бойкий, озорной фаталист генерал Чарнота (Александр Мохов), и его "походная жена" красотка Люська (Луиза Хуснутдинова), и сильная, страстная аристократка Серафима (Елена Панова), и, конечно, Роман Валерьянович Хлудов (Андрей Смоляков). Наверное, только Смоляков с его ясным и мудрым взглядом, внутренней глубиной сегодня в состоянии сыграть этого бесконечно измученного, все потерявшего, одинокого и очень благородного человека, чьи единственные друзья - призраки убитых им людей. Хлудов Смолякова не ценит ни свою, ни чужую жизнь, он отдает приказы-приговоры тоном обыденным, даже легким, и никто не представляет, какие страдания ему это причиняет. Судьба втянула его (как, впрочем, и всех остальных) в жестокую игру и навязала страшную роль. Но тогда как другие герои, переломав душу вдоль и поперек, все-таки выбираются живыми и даже пытаются вернуться к нормальной жизни, Хлудов отправляется к своим призракам.

При всей трагичности истории спектакль Елены Невежиной смотрится легко, словно песня. Или, скорее, песнопение, оплакивающее и дарующее прощение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно