Примерное время чтения: 6 минут
96

В ожидании Сити (27.05.2003)

КОГДА столичный мэр только заговорил о возможности переезда городских чиновников в Сити на ПМЖ, никто не воспринял это всерьез. К тому времени проект переустройства нового делового района Москвы уже не раз претерпевал изменения (там хотели строить и жилье, и аквапарк, и центры развлечений), и "переезд" был похож на еще одну идею для привлечения инвесторов. Когда для чиновничьего дома с красивым названием "Правительственный квартал" устроили архитектурный конкурс, в котором приняли участие 59 проектов (только 16 из них были российскими), мало кто верил в реальные результаты.

ГОВОРИЛИ о конкурсе как о способе потянуть время, по окончании которого вполне можно было бы сказать, что проектов, отвечающих всем требованиям нового делового района Москвы, так и не представили. Но... по последним сведениям, озвученным недавно Юрием Лужковым, на 15 объектов Сити найдены инвесторы. И многие здания через 3-4 года будут не только построены, в них уже можно будет работать. Так завершилось первое десятилетие СИТИвой истории, за которое появились "Башня-2000", пешеходный мост "Багратион" и... 5,7 км городского водопровода, 1,3 км канализации, 4,4 км дождевой канализации, 2 км газопровода, 1,8 км уличного освещения, 29,4 км кабельных линий электроснабжения, 27,3 тыс. м2 дорожного покрытия, 9,3 тыс. м2 тротуаров и 13,3 тыс. м2 газонов.

Инвестиции

ОТ ПРОЕКТА, который придумал когда-то Борис Тхор, осталась 600-метровая башня. Ее по инерции продолжают рисовать в планах и видах Сити. Однако, будет ли она построена, до сих пор непонятно. Другие здания после значительных трансформаций, уменьшения (или увеличения) этажности и поиска своего места на карте делового центра все же будут возведены. Но акценты в застройке с самого первого проекта сильно изменились. Центральное ядро в новом плане - мэрия и Гордума - здания, по которым проводился конкурс. Конкурс вроде бы завершен, но окончательная этажность до сих пор не определена.

Гордиться же Сити со временем сможет самой большой "всесезонной площадью" (так ее назвал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин) в Европе, вмещающей до одного миллиона человек: перекрытый стеклянным куполом квартал развлечений с кафе, ресторанами и магазинами. Нечто похожее в городе уже существует: Гостиный Двор и в какой-то степени Манежная площадь. Кстати, при строительстве последней не удалось до конца реализовать идею подземного города, в котором вне зависимости от времени года люди могут гулять без пальто и зонтиков, пить кофе, смотреть кино и покупать одежду, а потом садиться в свою машину и уезжать домой. Такой город существует в канадском Монреале, он растянулся на 30 км2 под землей и соединил между собой 60 зданий: кафе, рестораны, магазины, музеи, концертные залы, театры, офисы со станциями метро и парковками. Те монреальцы, которые работают и живут в центре города, зимой почти не выходят на поверхность, потому что из подземелья можно попасть в гостиницы, офисы, жилые дома, кинотеатры и даже церкви.

Большая стройка в Сити начнется с офисно-делового комплекса, который состоит из трех башен в 17, 27 и 52 этажа, ими займется турецкая фирма. Одно из зданий появится уже в следующем году. По соседству российские компании построят офисно-рекреационный комплекс из четырех зданий (61, 49, 13 и 6 этажей) и 300-метровую башню "Федерация" с офисами, апартаментами и помещениями под отделения банков, кассы авиакомпаний, небольшие рестораны и магазины. Вовсю ведутся работы на участке под аквапарк. По мнению мэра, в ближайшее время дома станут расти как грибы после дождя. Но из 12 млрд. долл., необходимых на строительство Сити, найдено пока 3 млрд. долл. И в связи с этим поговаривают, что многие проекты реализованы не будут, вспоминая, например, про японскую компанию. Она выкупила за 1 млн. долл. право застройки, а потом от него отказалась. Чтобы такого не повторилось, условия нынешних инвестиционных контрактов достаточно жесткие: в случае если застройщик срывает сроки строительства, недострой и права аренды у него изымают без компенсаций.

Реальные расходы

ТАКОГО многофункционального района, каким будет Сити, нет ни в одной столице мира: где-то жизнь замирает по ночам, где-то останавливается днем. Кроме того, когда деловая активность сместится к Сити, исторический центр - Кремль, Китай-город, центральные площади со временем сомкнутся в еще одно городское кольцо - пешеходное. Но вопрос, кто станет снимать офисы, посещать магазины и что еще появится в Сити, пока остается открытым. Шутить над тем, что все будет дорого, если вообще будет, почему-то не хочется. Манежной, вспомните, предрекали трудности с окупаемостью: время прошло, а торговые площади хоть и меняют хозяев, но на отсутствие покупателей не жалуются. А про храм Христа Спасителя говорили, что не смогут его достроить, тем более за пять-то лет.

Но с чем реально столкнутся 7,5 тыс. чиновников и остальные "белые воротнички", которые будут приезжать в Сити на работу, так это с пробками. Варианты решения проблемы есть: строительство новых дорог, эстакад и развязок, из-за которых попасть в Сити на машине можно будет и со стороны набережной, и со стороны Кутузовского, и со стороны Нового Арбата. Городской транспорт в виде автобусов и маршруток дополнят мини-метро и скоростной дорогой (СТС). Мини-метро уже строится: от Киевского вокзала линия пойдет до Большой Дорогомиловской и Кутузовского проспекта, пересечет Москву-реку и войдет в зону Сити, где появятся две станции для пересадки. Вроде бы все хорошо, но здания будут построены к 2007 г., а новые линии, по самым оптимистичным прогнозам, проведут лишь к 2010 г. И если Сити назначат главной городской стройкой, какими в разное время были Манежная, храм Христа Спасителя и Гостиный Двор, то проект, конечно, будет реализован. Но быстро "вернуть" деньги у инвесторов вряд ли получится. Ведь если служащие смогут добираться в Сити, то за развлечениями без метро москвичи торопиться вряд ли станут. Решение же транспортной проблемы целиком достанется бюджету: только на строительство СТС потребуется 60 млн. долл.

НАША СПРАВКА.

Всплеск инвестиционного бума совпал с тем, что у акционеров ОАО "Сити" стали выкупать акции. Акционеров, вложивших свои деньги еще в 1993 г., оказалось 17 тыс. чел. На сегодняшний день число сократилось почти вдвое за счет того, что небольшие пакеты акций были скуплены более крупными инвестиционными группами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно