Примерное время чтения: 5 минут
106

Круговорот пустой бутылки

"РАНЬШЕ людей уважали, а теперь нас со света сживают", - отрезал в ответ на мой вопрос о том, как идет бизнес, профессиональный батл-хантер дед Семен. А ведь еще так недавно племя охотников за бутылками процветало. За день при знании "богатых" мест, упорстве и определенном везении на сдаче бутылок можно было заработать 200-300 долл. Но этой весной пустая бутылка как единица товарно-денежных отношений вдруг стала никому не нужна.

Купил - сдал - выпил

В СОВЕТСКОМ Союзе система оборота стеклопосуды была поставлена на широкую ногу. Государство было богатое, и средств, уходящих в бутылочный круговорот, никто не считал. Схема "купил - сдал - выпил" приравнивалась к вечным ценностям. В специальных цехах армия работников доводила до совершенства квалификацию мойщика бутылочных внутренностей и сдиральщика бумажных этикеток. Цена пустой бутылки в те годы составляла примерно треть стоимости всего продукта "в сборе".

И хотя нерушимый Союз давно уже почил в бозе, до последнего времени экономическая ситуация в данной отрасли давала бутылкам шанс на вторую жизнь. По мнению специалистов, количество таких реинкарнаций порой доходило даже до 15-20, хотя по всем нормам повторно использовать этот вид упаковки можно лишь 3-4 раза.

Но в последние годы ситуация плавно менялась. Пивзаводы, основные потребители пресловутой евробутылки, поголовно начали лить пенный напиток в новые, девственно чистые сосуды. "Сейчас городские предприятия на 100% используют новую винно-водочную бутылку и на 80% - новую пивную, - рассказывает начальник управления пищевой промышленности Москвы Виктор Скопинов. - В столице почти не осталось заводов, оборудованных бутылкомоечными линиями, им легче закупать новые, гарантированно стерильные бутылки. Этот бизнес или исчезнет совсем, или переквалифицируется на прием бутылок на бой".

Бой - в дефиците

"А Я ДАВНО уговариваю приемные пункты везти бутылки прямо к нам", - говорит генеральный директор фирмы "МЭЛЗ-ЭКО стекло" Сергей Хрусталев. МЭЛЗ - предприятие, занимавшееся при социализме выпуском кинескопов для телевизоров, сегодня полностью переориентировалось на выпуск бутылок. Причем 70% готовой продукции делается из того самого боя. "Почти все заводы в наше время стараются использовать фирменную, имиджевую бутылку. Если учесть все затраты, получается, что купить тару на заводе дешевле, чем добывать старую, оборотную. Ведь отобрать из огромной кучи именно такую бутылку, какая подойдет для вашей разливочной линии, крайне сложно. Они только на вид все одинаковые, а на самом деле - где-то горлышко шире, где-то стенки толще. Вот и страдает оборудование, и не закупориваются крышки. Во всем мире бутылки так и берут - НА БОЙ. Только там народ дисциплинированный - сам все по ящикам раскладывает, стекло к стеклу, бумагу к бумаге. А здесь мне приходится весь город объездить, чтобы этот бой достать. Через префектуры пробовал с дворниками договариваться, но напрасно. Им за такие деньги в мусоре копаться неинтересно. А пунктам должно быть только в радость работать с нами - мы же любое стекло берем без разбора. Хоть оконное!"

Вот только не согласны с Сергеем стеклоприемщики. Начальник одного из немногих оставшихся на плаву столичных пунктов приема стеклопосуды объясняет, что новая ситуация грозит гибелью всему бизнесу: "В начале мая еще и "Балтика" отказалась принимать оборотную бутылку. Говорят, временно, но верится с трудом. Еще год назад за бутылку мы давали до 1,4 руб., а сейчас самая дорогая - 80 коп. Евробутылку пока еще берут несколько заводов - "Ярпиво", Хамовники, Останкинский, Бадаевский, некоторые другие. Но это капля в море. А принимать бутылки только на бой нам невыгодно. За тонну боя дают 600 руб., то есть 12 коп. за бутылку. А у нас аренда, зарплату приемщикам надо платить. То есть больше 10 коп. за нее мы давать не можем. А кто за 10 коп. бутылки носить будет? Да и сейчас живется несладко - мы же не на заводы тару сдаем, а перекупщикам. Они до половины цены накручивают. Говорят, что это правительство Москвы специально все так устроило. Они вначале хотели сами пункты приема к рукам прибрать, но не вышло - не сумели с заводами договориться. А теперь мэр и вовсе интересы нового завода по уничтожению отходов лоббирует. Скоро, видно, закрываться придется".

Придумали - раздумали

В ГЕРМАНИИ в начале этого года был принят закон по стеклотаре. Когда немец покупает пиво, он переплачивает 25 евроцентов, а получить их обратно можно, лишь сдавая пустую бутылку. Во многих странах пивоваренные заводы обязаны пользоваться оборотными бутылками, а ученые специально придумывают виды клея, позволяющие легко смывать этикетку. Однако мы, как всегда, идем своим путем. Несколько лет назад московские власти попытались учредить городскую программу по приему стеклопосуды, но, столкнувшись с финансовыми проблемами, решили не затруднять себя. А ведь в их силах организовать упорядоченный сбор стекла для переработки. Тем более что в этом так нуждаются стекольные заводы. Или сбудется пророчество начальника приемного пункта, печально сказавшего мне в конце беседы: "Скоро в Москве будет очень много пустых бутылок. Под ногами".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно