ПАРАЛЛЕЛЬНО с обычными москвичами в городе совершенно самостоятельно обитают еще и четырехлапые или двукрылые жители. Уже никого не удивляют уличные собаки, переходящие дорогу четко на зеленый свет или едущие "по своим делам" в вагонах метро. Почти у каждого дома обязательно найдется голубь или ворона с подбитым крылом, которые четко различают жильцов соседних многоэтажек от пришлых. Мы попытались найти самых выдающихся персонажей.
Метроворона
КАЖДОЕ утро, когда на станции метро "Преображенская площадь" открываются двери и первые пассажиры заходят в "подземку", прямо за турникетами их встречает... ворона. Каркнув в знак приветствия и тем самым дав сигнал о начале нового дня, грозная птица тут же улетает. Впрочем, недалеко - Каркуша (так кличут ее работники станции) живет под сводами "Преображенки" вот уже около пяти лет. И чувствует себя полноправной хозяйкой. "Гоняет бомжей и собак - очень не любит посягательств на свою территорию, - улыбается начальник станции Сергей Михайлович, - при этом к обычным пассажирам относится спокойно (это не совсем так: фотографу "АиФ" пришлось изрядно побегать по перрону, чтобы запечатлеть Каркушу на снимке. - Ред.). Когда ночью начинают мыть платформу, птица с удовольствием плещется в емкостях с водой. Ворона уникальная - на других станциях разве что воробьи живут, а такой крупной птицы больше нигде нет".
Никто точно не знает, как попала она в "подземку". Видимо, залетела с открытого участка перегона "Преображенская площадь" - "Сокольники", который проходит по мосту через Яузу. Примечательно, что за эти несколько лет она даже не пыталась вернуться на улицу (возможно, у нее были свои причины "бежать от мира"?). "Очень умная птица, сообразительная, - растроганно говорит контролер Зинаида Васильевна. - Схватит магнитную карточку клювом и пытается вставить ее в щель турникета. А однажды я видела, как она печенье таскала куда-то к себе в укрытие. Надоело ей по одной штучке таскать - она сложила их парами, рельефными сторонами друг к дружке, и так перенесла".
Ворону подкармливают не только работники метрополитена, но и жители Преображенки. Регулярно интересуются: "Как Каркуша поживает? Что-то давно ее не видно". Действительно, птицу не всегда можно застать на станции. Иногда она пропадает куда-то. Наверное, катается на поездах. Если вам повезет, вы можете увидеть, как она лихо пикирует на выносящийся из тоннеля состав, садится на крышу первого вагона и едет на нем до полной остановки поезда.
Хорек - не заяц
В НАЧАЛЕ весны, когда еще не сошел снег, в Ясеневе, близ пересечения улицы Инессы Арманд и проезда Карамзина, появился непонятный зверек. Он прибежал со стороны леса, пересек проезжую часть и встал на задние лапки у ворот гаражного комплекса. По словам охранника, дикий зверь бегал по асфальту и беззаботно сидел "столбиком", когда на него лаяла собачья свора. Потом гость удалился в сторону помойки. О его постоянном присутствии в районе свидетельствовал многочисленный мусор, разбросанный вокруг баков и на контейнерной площадке. В другой раз молодые мамы, когда прогуливались с колясками, увидели зверька снова. Теперь его удалось хорошо рассмотреть - по всем приметам он был похож на хорька: пушистый коричневый хвост, короткие передние лапки в носочках, остренькая мордочка и два черных хищных глаза.
Жители Ясенево не были очень удивлены появлением лесного жителя - здесь нередко оказываются и другие непривычные для города животные. "Буквально месяц назад видела бегавшего по району серого зайца, - рассказывает одна из жительниц. - Он был потрясающе большим, сначала даже подумала, что это собака..." Но никто не мог предположить, что хорек будет себя вести невежливо. В подвале одного из детских садов уже много лет живет династия кошек - семь, не считая котят. Их подкармливают повариха и жители соседней многоэтажки. Так вот хорек, проведав о "кошачьем доме", решил выселить хозяев - и нагло занял их место. Кошки спрятались по подворотням и к детскому саду теперь боятся подойти. Местные жители решили избавиться от дикого гостя - через Благотворительный фонд спасения и реабилитации человека и животных "Движение добрых" удалось найти женщину, которая занимается разведением хорьков. Она обещала забрать зверька в начале июня - если он до тех пор не переселится на новое место.
Куница - не птица
ОДНАЖДЫ жители д. 4 по Строгинскому бульвару проснулись в пять часов утра от истошного карканья ворон. Соседний клен, ветки которого достают до восьмого этажа, в мгновение превратился из зеленого в черный: его оккупировали сотни ворон. Позже выяснилось, что на дереве одна из птиц свила гнездо, вылупилось пять воронят. А из соседнего рублевского леса прибежала куница (ее появлению никто не удивился, жители давно знали о ее присутствии - каждое утро у подъезда находили останки голубей). Зубастый хищник забрался на дерево и съел птенцов. Ворона кинулась на защиту, к ней присоединились родичи чуть ли не со всего района. Стоило кунице сделать хотя бы шаг из гнезда на ветку, как птицы начинали нападать с удвоенной силой.
Вся эта картина разворачивалась на глазах у Нины Михайловны, которая утром вышла гулять с собакой. Нине Михайловне стало жалко куницу, потому что в 70-х гг., когда она работала в Библиотеке им. Ленина, у нее на руках умер точно такой же пушистый зверек. В книгохранилище морили крыс, и одна из куниц, помощниц работников библиотеки в борьбе с грызунами (кстати, они завелись в библиотеке сами), съела отравленное животное. Зверек приполз в комнату персонала и спрятался в кармане рабочего халата Нины Михайловны. Женщина не могла оставить куницу умирать и повезла зверька в зоопарк, где ему могли помочь ветеринары. Но зверек умер по пути.
Нина Михайловна вернулась домой и стала звонить в различные природоохранные организации. Ей везде говорили, что снять животное с дерева или помочь ему не представляется возможным. Однако так получилось, что зверек спас себя сам - как только стало смеркаться, он совершил прорыв через воронью тучу и убежал обратно в лес.
Усатые, полосатые и голосистые
В БОЛЬШОМ театре живет целая семья кошек. Об их существовании упоминала Галина Вишневская, а вокалистка театра Карина Сербина даже называла их в своих интервью "хранительницами театра". Сотрудники Большого рассказывают, что кошки живут под сценой как минимум век, однако не исключают, что история рода четвероногих театралов берет свое начало еще со времен основания театра. Год от года их количество меняется, однако даже в самые трудные времена, например, во время Великолй Отечественной войны кошки не покинули своего дома под театральными подмостками. Их и сейчас насчитывается не менее десяти, причем несколько из них совершенно черные.
В пресс-службе Большого уверены, что кошек никто специально не подкармливает и они добывают себе пропитание традиционным способом, отлавливая в театральных подвалах мышей. Однако по другим сведениям, уборщицы иногда помогают кискам не умереть с голоду, наливают им молока и уверяют, что кошки отгоняют от сцены злых духов. И хотя актеры их не боятся, считают чем-то вроде талисмана и стараются не обижать, не все в театре довольны сложившимся положением. Так, многим музыкантам не нравится запах кошачьей мочи, нередко распространяющийся по оркестровой яме, а у администрации вызывает острое раздражение, когда кошка во время балета начинает вдруг гулять по сцене. После нескольких случаев, когда пушистые создания начинали во время опер "подпевать" солистам, их (кисок, конечно) даже хотели изгнать из театра, но пока так и не решились.
Анастасия КУЗНЕЦОВА, начальник отдела
развития особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования:
- На территории Москвы обитает 280 видов различных позвоночных животных. Среди них есть и дикие, например, бурозубки, горностаи, ежи обыкновенные, зайцы-беляки (130 особей) и зайцы-русаки (70 особей), лесные сони, мышовки, хомяки, белки. Процесс адаптации животных к городской среде проходит долго и сложно. Прежде всего животным необходимо привыкнуть к шуму и другим постоянным раздражителям, которые люди в городах перестали замечать. Во-вторых, животные в городских условиях должны научиться не бояться человека. И самое главное - им следует выработать механизмы защиты от городских хищников: ворон, собак и кошек. Многие животные не могут самостоятельно пройти процесс адаптации, и в этом им должен помочь человек. Например, наш департамент занимается восстановлением численности белок. Они содержатся в специальных бельчатниках - выращенные таким образом зверьки настолько привыкают к людям, что даже позволяют себя гладить и спокойно могут есть с руки.
Во всех городах мира животные не боятся людей и мирно с ними сосуществуют. И в этом смысле обитание животных в Москве - показатель развитости города, высокого культурного уровня его жителей. Главным условием выживания животного в городской среде является сохранение привычного ему биотопа (то есть места обитания). Например, в естественном лесу на территории города отдельные особи могут прожить всю жизнь как в дикой природе, даже ни разу не встретившись с человеком. Из этой среды животное может попасть уже в настоящий город, где нет деревьев, стоят высотные дома, ездят машины и т. д. Обитание диких зверей рядом с людьми, то есть в подвалах домов или на лестничных клетках (такие случаи единичны), является приемлемым с общеэстетической точки зрения, но не очень верным с санитарно-эпидемиологической.
Смотрите также: