Примерное время чтения: 5 минут
180

Озеро Долгое

ПОДМОСКОВНЫЕ леса уничтожаются такими темпами, что путеводители десятилетней давности уже недействительны. И, что удивительно, список главных врагов зеленых насаждений возглавляют не пожары и жуки-короеды, а строители. Чтобы в этом убедиться, не обязательно уезжать далеко от столицы.

Ненасытные жуки

"ПОДЪЕЗД к озеру Долгое по проселочной дороге, идущей от шоссе, затруднен в дождливый и весенний периоды". Это то немногое, в чем наш путеводитель не ошибся. Ливень начался, как только мы свернули с Ленинградки. Пока через г. Лобню добрались до лесополосы, дорога успела основательно раскиснуть. Объявление, написанное краской на доске, строго предупреждало, что мы въезжаем в заповедную зону. Сверились со справочником, изданным в 1994 г. По всем приметам выходило, что "окружившие нас могучие деревья были частью комплексного заказника площадью 300 га. Площадь охраняемой зоны составляла 3 тыс. га". (Охранный режим установлен Мособлисполкомом в далеком 1966 г.) То, что мы искали.

Пока боролись с распутицей, эколог Елена Гусева успела рассказать, "что величественные дубы подверглись нашествию вредных насекомых". Хотя невооруженным глазом признаков их присутствия не было заметно. Не успели обсудить проблему короедов, как по ходу движения открылась чудовищная панорама: высокие пни, торчащие из густой травы, уже почернели, раскуроченная земля, казалось, недавно подверглась бомбежке. Неужели ненасытные короеды жрут все под корень? Это никак не вязалось с нашими идеалистическими представлениями о природоохранных зонах. Такой пейзаж стоило сфотографировать.

"Что делаем?" - деловито осведомились двое мужчин внушительных размеров, материализовавшихся за спиной у фотографа. "Снимаем для лесничества. Будем думать, как бороться с жуком", - нашелся наш фотокорреспондент Геннадий. "Да! Заели совсем. Но опылять бесполезно, надо рубить", - посоветовали бдительные незнакомцы с соседней стройки, махнув рукой на безмятежно шелестящие деревья. "А что строим?" Почесав голову и живот, дяденьки проигнорировали встречный вопрос и с достоинством удалились.

Продажные домишки

ПРОСЕЛОЧНАЯ дорога уперлась в ворота ОПК ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево". Несмотря на многообещающий статус владельца, деревянные домики, раскиданные среди нетронутых короедами деревьев, выглядят очень скромно. Отдыхающие попрятались в ожидании солнца. С разрешения начальника заведения Казбека Тогузаева проходим через территорию на берег озера Долгое. Из путеводителя: "Озеро Долгое ледникового происхождения. Площадью около 60 га. Берега покрыты лесом. Защищено от воздействия ветров. Много водных растений. Дно - илистое. Глубина доходит до 5 м. В озере до сих пор водится окунь, плотва, ерш и щука". Темная водная гладь после дождя лучше зеркала отражает прибрежную обстановку. Озеро по всему периметру окружено человеческой заботой.

Слева на противоположном берегу возвышается санаторий "Озеро Долгое" МВД РФ. Впечатление такое, что здание - у самого уреза воды. На самом деле, уточняют знатоки, от воды до жилого корпуса больше 100 м, т. е. нормы для водоохранной зоны соблюдены. Но, как мне объясняли в областном Министерстве экологии, территория до 50 м от уреза воды вообще неприкосновенна, а на расстоянии до 300 м запрещено капитальное строительство. В Дмитровской СЭС не скрывают, что приходили жалобы на "отдельные дома отдыха, находящиеся в ведении МВД", которые сбрасывают воду и канализационные стоки без очистки прямо в озеро или "на рельеф". Но местные эпидемиологи бессильны что-либо предпринять. Пока не будет запроса из прокуратуры, их просто не пустят за ворота, т. к. это ведомственная территория, у которой есть своя ведомственная СЭС, обязанная следить за соблюдением норм.

Многие места отдыха на побережье Долгого за последние десять лет сменили своих хозяев. Например, бывший международный трудовой лагерь совхоза "Останкино", где трудились студенты со всего бывшего соцлагеря, теперь вотчина Совета ветеранов спорта. Правда, природу спортсмены не испортили. На территории сгоревшего дома рыбака, принадлежащей МВД РФ, теперь хозяйничают загадочные "три К".

Но самым проблемным для окружающей среды стал участок, примыкающий к "шереметьевской" базе, - тот, который мы уже видели со стороны проселочной дороги. Бывший пионерлагерь московского комбината бараночных изделий в течение нескольких лет переходил из рук в руки, прежде чем достался Комитету по спорту Дмитровского района. Через год у комитета начались финансовые затруднения и он избавился от балласта. Нашли покупателя. Теперь вместо зоны отдыха на берегу построят коттеджи на продажу. Главный врач Дмитровской СЭС Олег Черкашин поделился подробностями грандиозных строительных замыслов фирмы "Росинтерстандарт". Недалек тот час, когда 125 (!) коттеджей распахнут свои двери для покупателей. Санитарные разрывы выдержаны. По проекту предусмотрены очистные сооружения с выпуском не в озеро, а в болото, которое с озером не сообщается. В департаменте природных ресурсов предположили, что лес рубят, значит, администрация выдала порубочные билеты. Такому оптимизму можно позавидовать. В самой администрации, куда я позвонила, не захотели разговаривать на эту тему. Но до представителей Экосоюза Московской области доходят слухи, что в госслужбе охраны окружающей природной среды лежит обращение прокуратуры по поводу этой стройки. Есть подозрение, что экологическая экспертиза не проводилась, а глава Дмитровского района подписал распоряжение о выделении участка без исходно-разрешительной документации. Чиновники и общественность еще только раскачиваются, а рекламные щиты "Жилой комплекс "Озеро Долгое" уже красуются на дорогах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно