ПЕРЕДАЕТСЯ ли склонность к преступлениям по наследству? Может быть, ген преступности реально существует? Тем более в нашей стране, где в тюрьме побывал каждый третий взрослый житель?
Ученые уходят от ответа
ИЗ 35 тыс. человеческих генов пока удалось "прочитать" только 5 тыс. Сейчас ученые могут с уверенностью сказать, какая группа генов отвечает за наследственные внешние признаки, старение, предрасположенность к тем или иным заболеваниям и даже за психические особенности. Логично предположить, что зловредные гены, которые толкают человека на злодейство, все-таки существуют.
Еще лет двадцать назад врач тюремных больниц Ленинградской области Л. Петров исследовал кровь заключенных. У него не было технической возможности "познакомиться" с генами, поэтому ученый проверял на связь c криминальностью хромосомы. Выяснилось, что заметный процент заключенных-мужчин имеют дополнительную хромосому Y, которая в норме отвечает за традиционно мужские качества, в том числе силу, агрессию, стремление быть первым и лучшим. Т. е. предрасположенность к жесткому лидерству заложена у этих заключенных, что называется, в крови. Но... были сделаны и другие наблюдения. Обладатели лишней Y- хромосомы отличались от остальных по... внешнему виду - они были более высокого роста, более сильные и выносливые. Поэтому их социальная адаптация была затруднена. Тем более что практически все они воспитывались в неполных или неблагополучных семьях.
Не так давно зарубежными учеными был проведен любопытный опыт над мышами. Животным ввели препарат, который выключил определенную группу генов. Подопытные мыши превратились в забитых существ, которые сидели в дальнем углу клетки и шарахались от собственной тени. Между тем как их "товарки", которым препарат не вводили, поведения своего не изменили и продолжали так же агрессивно относиться к человеку. По аналогии можно предположить, что гены, отвечающие за агрессию, существуют и у людей. "На самом деле не все так просто, - считает член-корреспондент РАН Илья Захаров-Гезехус. - Большинство генов до сих пор не изучены. Известно, что некоторые "дремлют" до определенного периода. Вообще же, многие гены начинают "работать" под действием гормонов. Соответственно под действием резкого выплеска адреналина могут внезапно "включиться" гены агрессии, жестокости. И то, как человек поступит в такой экстренной ситуации, целиком зависит от его воспитания".
Ученые крайне осторожны в выводах: не говорят ни окончательного "да", ни четкого "нет". "Конкретного гена или, правильнее говорить, группы генов, которые толкали бы на преступления, нет, - уверен Илья Захаров-Гезехус. - Можно говорить только о предрасположенности человека к различного рода правонарушениям. Во многом это обусловлено тем, что психические особенности - и это наукой доказано - передаются по наследству. Соответственно у людей с неустойчивой психикой рождаются дети, которые тоже не могут адекватно реагировать на ситуацию. Не говоря уже о психических заболеваниях, которые также передаются по наследству. На мой взгляд, правильнее говорить не о "гене преступности", а о генах, отвечающих за отдельные качества, которые могут подтолкнуть к преступлениям, - агрессивности, экспрессивности, жестокости. Но опять-таки - очень многое зависит от человека, его воспитания, социальной и культурной среды, в которой он рос. Он может пойти на поводу у своих слабостей, а может им и дать отпор".
Доктор юридических наук, специалист ВНИИ МВД Юрий Антонян тоже считает, что ответственность за преступления целиком лежит на конкретном человеке: "Гена преступности не существует. Отчасти это доказывается тем, что человек не рождается сформировавшейся личностью, так же, как он не рождается и личностью преступной. Он становится ею в силу социального воздействия. Биологи выяснили, что люди, совершившие тяжкие преступления, обладают рядом биологических особенностей. Но никто не смог доказать, что эти биологические особенности передаются по наследству. С другой стороны, говорить, что человек с рождения - "чистый лист" бумаги, тоже нельзя. Он рождается с определенной предрасположенностью. Если у ребенка родители были алкоголиками или наркоманами, вполне возможно, что и у него есть влечение к алкоголю или наркотикам. А люди, употребляющие наркотики и алкоголь, имеют большую склонность к совершению преступлений".
Взгляд практиков
БЕЗУСЛОВНО, у любого преступления есть социальная подноготная. Как правило, отношение к тем или иным явлениям формируется у ребенка с детства. Например, в 80-х гг. в Казани мальчиков специально готовили к уличным боям. Избить противника или даже убить считалось не преступлением, а нормой выживания в рабочих кварталах. Примерно такой же моральный настрой существует сейчас у скинхедов. Как нам сказал сотрудник "молодежного" отдела МУРа, иногда объяснить ребенку и взрослому, что он совершает преступление, практически невозможно: "У каждого народа свои культурные традиции. Мы постоянно боремся с таджиками-попрошайками, которые искренне не понимают, за что их задерживают. Пытаемся объяснить, что они совершают противоправные действия, а они смотрят на нас невинными глазами и говорят: "Послушай, чем мы виноваты? У нас все так делают. Мы так семью кормим". - "Так хоть бы детей пожалели, не приучали их". - "Ничего. Пусть тоже деньги зарабатывают". То же самое и с цыганами. Смошенничать, вытащить кошелек - у них в крови".
Традиции семьи также серьезно влияют на подсознание ребенка. "Что такое хорошо и что такое плохо" маленький человек усваивает от родителей. Если, предположим, отец попал в тюрьму и рассказывает о своих "подвигах", сын воспринимает их как вполне нормальные действия. Как нам объяснила детский психотерапевт Елена Вроно: "Говорить однозначно о том, что ребенок в семье, где один из родителей совершил преступление, также совершит противоправное действие, нельзя. Но у него больше для этого предпосылок, как с психологической, так и с социальной точки зрения. Допустим, ребенок привязан к отцу или матери-преступнице, которых все осуждают. Для него это травма. Желание защитить их может привести к неадекватным действиям. Осуждение обществом может привести к тому, что ребенок подсознательно начнет идентифицировать себя с родителями - они меня любили, они хорошие и поступали правильно, а все остальные мне вредят, меня не любят и абсолютно неправы".
Ближе к жизни
СЕЙЧАС научными "разработками" в области "гена преступности" ученые в мире не занимаются. Во-первых, потому что "заказа" на такого рода исследования никто не предлагал. Большинство научных светил пытаются "познакомиться" с генами, которые имеют чисто практическое значение - ген старения, старческого слабоумия или же предрасположенность к онкологическим заболеваниям. Во-вторых, из-за боязни: если существование "гена преступности" подтвердится, непонятно, как станут относиться к людям, имеющим тягу к преступлениям "в крови". Но, с другой стороны, если уделить этой проблеме должное внимание, может быть, бессмысленных и жестоких преступлений станет меньше?
Хотя любой инспектор по делам несовершеннолетних скажет, что для этого не обязательно выделять огромные средства на научные разработки, достаточно найти более скромную сумму - на проблемы "трудных" подростков, которые нередко живут рядом с родителями-преступниками.