Примерное время чтения: 3 минуты
120

И 40 оловянных музыкантов

КОГДА в 6-летнем возрасте Олег ЛИТОВЧЕНКО получил в подарок от отца набор оловянных солдатиков, он и не подозревал, что спустя несколько десятилетий сам будет дарить подобные фигурки друзьям. Только уже собственного производства. Первых мини-защитников отечества Олег сделал в 12 лет. После этого долго не вспоминал о ремесле. До тех пор, пока не увидел, как племянник возится с пластмассовыми американскими воинами. "Слушай, Димка, - обратился дядя к юному полководцу. - А хочешь я тебе настоящих оловянных солдатиков сделаю?". Димка с радостью согласился, правда, несколько фигурок в дальнейшем благополучно выменял у одноклассников на марки.

ЗАТЕМ в творческой деятельности Литовченко наступил длительный перерыв: армия, институт, работа. "А в 80-е годы я познакомился с художником, который как раз занимался оловянными солдатиками, - рассказывает Олег Никифорович. - Пришел к нему домой и, когда увидел его коллекцию, обомлел. Он отливал исключительно гвардейцев, покрывая их лаковой краской. В те годы не делали такой детальной проработки, как сейчас. Толком ни носа, ни глаз. Тем не менее солдатики смотрелись потрясающе. Я дико загорелся, хотя и понимал, что заниматься этим будет тяжело. А уж когда был введен единый европейский стандарт - длина фигурки 55-60 мм, полностью раскрашенная масляными красками, четкие глаза, пальцы рук - работать стало еще сложнее".

Кстати, правильнее называть работы Олега Литовченко (равно как и всех остальных тружеников жанра) не оловянными солдатиками, а миниатюрами (в Москве работает специальная секция военно-исторической миниатюры). Всего Олег Никифорович сделал почти 600 фигурок. Всех - в своей квартире, на кухне. Около 350 "живут" дома у хозяина, остальные раздарены или стоят на выставке. Прежде чем приступить к изготовлению, мастер в обязательном порядке тщательно изучает эпоху, с которой собирается работать. Нужно досконально знать, как выглядели ордена, медали, обувь, бороды, прически, головные уборы. И если необходимой литературы дома нет, идет в "Ленинку" или Историческую библиотеку. Ведь книг, где можно найти подробное описание формы одежды военных разных поколений, совсем немного. Так что на процесс изготовления времени уходит намного меньше, нежели на сбор материала. Например, решил мастер "создать" оркестр из 40 оловянных музыкантов. Года полтора ушло только на то, чтобы раздобыть хоть какую-нибудь информацию об артистах Преображенского полка: кто во что был одет, на чем играл и как выглядели сами инструменты.

В последнее время Олег Никифорович осваивает новое направление. "Хочу сделать что-то такое, чего нет ни у кого. Представляете, встречаешь коллегу, он показывает тебе оловянный полк, а ты ему... Екатерину, играющую в карты с Суворовым и графом Чернышовым. Стоит мне найти тему для работы - бросаю все дела и ухожу с головой в изготовление фигурок. Сначала собираю материал, потом начинаю лепить, потом ломаю, опять леплю, и так постоянно". Одну из своих профессиональных хитростей мастер называет эффектом "замыливания глаза". "Сразу после того как слепил фигурку, ставишь ее нераскрашенную на полку и забываешь дней на 5. Этого времени достаточно, чтобы посмотреть на свою же работу другими глазами. Ведь порой так увлекаешься процессом, что можешь не заметить, как коленка окажется ниже положенного, а локоть - по соседству с плечом".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно