КАК ТОЛЬКО в 1995 г. в столице впервые были применены реагенты, с ними тут же начались проблемы. Этой зимой на наши дороги выльют 300 тыс. тонн жидких и высыпят 100-120 тыс. тонн твердых реагентов. Чем нам грозит нашествие "химии" на город?
ИЗ ЖИДКИХ реагентов применяется ХКМ (хлористый кальций модифицированный), из твердых - бишофит и ХКГ (хлористый кальций гидратированный). "Сейчас наибольшие опасения вызывает бишофит, потому что прослеживается тенденция к накоплению магния в почве, - считает заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. - Закупки бишофита уже приостановлены, но необходимо использовать реагент, оставшийся в резервах. В этом году он применяется лишь в трех округах Москвы, а в следующем, скорее всего, будет употребляться лишь на особо сложных участках". Заместитель начальника ДЖКХиБ Владимир Ушков уверяет, что "заключения органов санэпиднадзора подтверждают безопасность применяемых противогололедных материалов". Но ежегодно результаты проводимого в столице экологического мониторинга говорят о противоположном. Прилегающие к дорогам почвы оказываются перенасыщены то одним веществом, то другим. Все используемые реагенты в большей или меньшей степени вредят окружающей среде, хотя ХКМ и ХКГ признаны самыми щадящими. Ситуация странная: выбирают реагенты - между худшим и плохим.
Логичнее всего воспользоваться западным опытом безреагентной обработки дорог. "В скандинавских странах и Канаде применяется мелкая гранитная крошка. Весной ее собирают, обрабатывают и используют повторно, - рассказывает президент Центра экологической политики РФ Алексей Яблоков. - В центре Монреаля эффективно действуют подогреваемые тротуары. В Москве оба проекта осуществимы, но потребуют больших финансовых затрат. Чтобы применять гранитную крошку, необходимо "загладить" на дорогах все трещины и поставить на канализационные решетки специальные устройства. А подогрев тротуаров рационально было бы организовать в центре". Кстати, несколько "теплых дорог" в районе мэрии у нас уже есть. Для подогрева остальных тротуаров можно использовать избыточное тепло труб с горячей водой или хозфекальной канализации. Так, может, выбрать все же дорогой способ, чтобы была альтернатива между хорошим и лучшим?