МУЗЕИ бывают классические, например Третьяковка или Исторический. Бывают оригинальные, например Музей мыши или валенок. А еще бывают - неожиданные, например при психбольнице. Там все, как в настоящих: смотрительница, экспонаты, свои страшные истории. Агнесса Супова, хранительница больничных тайн Троицкого села, встретила нас у входа в больницу, обозначенную в реестре подобных заведений под N 5 (почти палата N 6).
ВЕСЕЛЫМИ эти места не назовешь - это точно. Высокий, в два человеческих роста, забор, решетки на окнах. Кстати, когда человек находится в невменяемом состоянии, и трехметровый забор его не остановит, ибо, как нам объяснили в лечебнице, в такие моменты пациент обладает звериной силой. Представьте себе щуплого старичка, которого в порыве "праведного гнева" не могли удержать несколько медсестер. Преодолев препятствия в виде бюро пропусков и решетчатой двери с охранником, мы оказались во внутреннем дворе. Асфальтированные аллейки лучами расходились во все стороны. Комплекс отреставрированных строений, фонтан перед центральным входом - все это больше напоминает дворянское гнездо, нежели больницу принудительного лечения.
На входе в главный корпус нас встретил мужчина в форме. "Это ваши подопечные?" - обратился он к экскурсоводу и гулко загоготал. Поежившись, мы двинулись дальше по длинным кафельным коридорам. Сам музей состоит из двух небольших комнаток: в первой - история больницы, во второй - работы больных. Картины - масло, графика, акварель. Статуэтки из глины и черного хлеба, огромные четырехметровые гобелены, иконы, нэцкэ - вот далеко не полный список работ. Некоторые напоминают репродукции Дали, Пикассо, но это отнюдь не копии великих мастеров. Нерв чувствуется в каждом мазке кисти, в каждом изгибе хлебных статуэток. За ними - изломанные судьбы. Вообще эти люди (пустые глаза, низко опущенные головы) чаще обращаются к теме религии. Грустные очи Иисуса Христа смотрят с икон, карандашных рисунков и даже с пластилинового креста.
Почти все созданное - дело рук пациентов криминальных отделений, которые подразумевают обязательное принудительное лечение. Это люди, которые совершили тяжкие преступления, но не сидят в тюрьме потому, что признаны невменяемыми. Особое внимание заслуживают работы, созданные в период депрессивного состояния, когда человек не контролирует свои поступки. Пейзаж "Мелихово" наглядный тому пример: этот с виду обыкновенный пейзаж (деревца, травка зеленеет) на самом деле изображает всем известное полотно "Тайная вечеря".
Странно, но простые сограждане толпами валят посмотреть на "потустороннее" искусство. Находятся даже покупатели на столь необычные картины, в основном иностранцы. Кстати, названия рисунков тоже довольно-таки необычны: "Дельта-переход", "Видение наркомана", "Краски ада", "Ностальгия бреда". За каждым экспонатом - судьба. В пример можно привести одного пациента, делавшего на заказ шкатулки из кости для семей Горбачева и Рейгана, который время от времени ложился в лечебницу, дабы поправить свое психическое состояние. Славы и известности он так и не дождался.