Примерное время чтения: 6 минут
90

Прощай, Манеж!

ПОД ЭТОЙ знаменитой крышей маршировал "целый комплектный батальон" Александра I, празднуя 5-летие победы над Наполеоном. Здесь же 50 годами позже дирижировал оркестром и хором в 500 человек Гектор Берлиоз, когда гастролировал в Москве. Оттуда в последний путь провожали Александра III. В советское время там ругался на художников Никита Хрущев. И вот эта самая древняя крыша Центрального выставочного зала "Манеж" (ЦВЗ) - чудо инженерной мысли 1817 г. - рухнула... от пожара, так и не дождавшись реконструкции.

ПРО РЕКОНСТРУКЦИЮ разговаривали последние лет шесть. Но договориться так и не могли, ведь Манеж был памятником федерального значения. Те, кто следит за историей федеральных памятников в Москве, знают, что гораздо проще найти деньги на реконструкцию (для ЦВЗ было необходимо, по разным данным, от 200 млн. до 250 млн. долл.), чем согласовать с Министерством культуры проект возможной реконструкции. Поэтому московские памятники живут отреставрированной жизнью, а некоторые федеральные умирают, так и не дождавшись даже косметического ремонта. Правда, истории известны примеры, когда реконструируемое здание сначала выводили из списка памятников, потом обрушали и с гордостью начинали возрождать из строительной пыли лишь с намеком на прошлую жизнь. (Вспомните "Москву" или Военторг.)

Манежу в этом смысле повезло: он сгорел до того, как его лишили звания. Теперь деревянные фермы и крыша со слуховыми окнами (равно как и другие элементы здания, являвшиеся еще несколько дней назад предметами охраны) не помешают использованию подземного пространства. Ведь именно статус памятника федерального значения накладывал ограничения на реализацию самой смелой части проекта реконструкции: пола-трансформера, позволяющего в том числе связать Выставочный зал с соседним торговым комплексом на Манежной площади. Кроме того, пожаром решилась еще одна проблема. Реставрировать обветшавшие фермы, сделанные почти 200 лет назад, представлялось трудным в том числе и потому, что в наше время огромных денег стоит заготовить бревна таких размеров. Куда дешевле металлические конструкции.

Среди причин возгорания назвали неисправность электропроводки и шалость посетителей Манежной площади. Ничего не стоило, по мнению расследующих пожар специалистов, бросить петарду в слуховое окно. А разгорелось все с такой силой, мол, из-за махорки. Когда Манеж только построили, ею засыпали весь чердак. Запах табака должен был отбить у грызунов и насекомых желание распробовать деревянные конструкции. Благодаря этому фермы очень долгое время сохранялись в неплохом состоянии. В отличие от кровли, которая к настоящему моменту пришла в полную негодность. Но от табака, который мог бы превратить Манеж в прямом смысле в пороховую бочку, давно не осталось и запаха. Всю махорку собрали и выкурили еще в Великую Отечественную войну.

Что касается электропроводки, то тут разговор особый. Версию короткого замыкания следствие рассматривает как основную. Наша газета не раз писала о том, что старая проводка - угроза зданиям с деревянными перекрытиями. Их в центре осталось еще значительное количество. После пожара на Останкинской башне летом 2000 г. в столице проводили проверку таких зданий. В качестве основной пороховой бочки назвали высотку МГУ, а для домов со старой проводкой в центре Мосгордума намеревалась выделить отдельные "ремонтные" деньги. Однако планы так планами и остались.

Но почему нужно было дожидаться реконструкции, чтобы оборудовать здание современной системой пожарной безопасности, непонятно. Манеж - популярное место проведения всевозможных выставок. За аренду выставочных площадей в среднем платят по 300 долл. за м2. Устройство же защитного отключения электричества стоит недорого, но позволяет при коротком замыкании и вообще любых повреждениях кабеля отключить опасный участок. Может быть, дело в том, что по правилам любой реконструкции дешевле снести здание, чем реставрировать? И уж тем более дешевле разобрать то, что останется после серьезного пожара?

Наша справка

Манеж (до революции москвичи называли его экзерциргауз) был построен в 1817 г. в рекордно короткие сроки - всего за 6 месяцев. Здание по проекту архитектора - генерала Августина Бетанкура возводила группа инженеров под руководством Льва Карбонье. Для этого рядом с Кремлевской стеной расчистили площадку на берегу реки Неглинки, снеся теснившиеся торговые ряды. Здание считалось чудом архитектурной и инженерной мысли. 45-метровые деревянные фермы (их было 30) держали крышу без внутренних опор, опираясь лишь на стены. Но через 6 лет перекрытие начало проседать (в столичном аквапарке, как вы знаете, подобная конструкция рухнула уже через 1,5 года). Поэтому было принято решение усовершенствовать стропила и увеличить их количество до 45. Но тем не менее простота и легкость конструкции сохранились. Одновременно архитектор Осип Бове украсил фасад. В советское время фермы все же подперли внутренними колоннами.

До революции в экзерциргаузе проводились войсковые учения, проходили симфонические концерты и выставки. Сюда любил приходить Лев Толстой: он занимался верховой ездой, а в пожилом возрасте учился гонять на велосипеде. После 17-го года здесь разместили правительственный гараж. И лишь к концу 50-х Манеж стал самым большим выставочным залом в столице. Для москвичей он знаменит прежде всего тем, что здесь дважды в год проводятся ярмарки меда. А 23 марта должна была открыться грандиозная выставка "Школа акварели Сергея Андрияки". Успели завезти только щиты для монтажа картин...

Треугольник беды

УЖ ОЧЕНЬ странно выглядит пространство вокруг Кремля в свете различных ЧП. Словно чья-то невидимая рука выписывала зловещий "треугольник". В феврале 1977 г. полыхала гостиница "Россия" (погибли 42 чел.). В 1998 г. полностью выгорело здание Росморфлота на Рождественке. Годом позже прогремели взрывы в гостинице "Интурист" и в подземном торговом комплексе на Манежной. В декабре прошлого года - взрыв у "Националя" (погибли 6 чел.). В воскресенье сгорел Манеж (погибли двое пожарных). Известно, что через центр Москвы, несколько южнее Кремля, проходит серия глубинных (до 26 км) разломов в земной коре. И гостиница "Россия", и здание Росморфлота, и Манеж как раз попадают на "нехорошие" места. "Смещения грунтов в зонах разломов приводят к местным землетрясениям, - утверждает Ида Померанцева, заведующая отделом разведочной сейсмологии центра "ГЕОН". - Здание может осесть сантиметров на десять. Если при этом порвется электропроводка, возможны короткое замыкание и пожар. Кстати, в районе Манежной площади в 1995 г. мы зафиксировали циклы сотрясений длительностью до 15 секунд. А начиная с сентября прошлого года отметили целый ряд странных сейсмических событий в Москве. Это связано с техногенной деятельностью, с многочисленными подтоплениями. Увы, строительство крупных зданий, эксплуатация исторических памятников ведутся без учета глубинного строения земной коры и зон разломов".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно