ПОДМОСКОВНЫЕ экологи уже не удивляются, когда дозиметр начинает верещать в местах коллективного отдыха, которые облюбовало для уикендов местное население. Такую аномалию недавно обнаружили, к примеру, близ г. Лобни. Фонит небольшой участок в лесочке, но источник заражения пока не выявлен. Адаптироваться к радиации и выработать иммунитет невозможно. Если все потенциальные мини-Чернобыли нанести на карту региона, мало не покажется.
104 свалки и 8 объектов
ЛЕГЧЕ всего поймать дозу на подмосковных свалках, которых по области аж 104. Опыт Алексея Невзорова из Экологического союза Подмосковья, посвятившего исследованию санкционированных и несанкционированных свалок пять лет, показывает, что там можно запросто найти старые дозиметрические приборы, отработавшие свое радиоизотопные излучатели дыма. Часто эта техника становится добычей "хозяйственных" мужичков, прочесывающих помойки в поисках полезного мусора и тем самым разносящих "заразу" по окрестностям.
Но помимо свалок на территории области располагаются и официальные риски. В федеральном перечне предприятий, в состав которых входят особо радиационно опасные производства на территории Московской области, упоминаются 8 объектов. О профиле поселка Мосрентген говорит его название. Но кто бы мог подумать, что в "сухопутной" Электростали выпускают ядерные реакторы для подводных лодок? Самый "напичканный" район - между Климовском и Подольском. Подольский завод цветных металлов, расположенный в пос. Львовском, до сих пор "на слуху" из-за аварии пятнадцатилетней давности ("АиФ - Москва" об этом писала уже дважды). Кроме ПЗЦМ в городе функционируют НИИ "Луч" и КБ "Гидропресс", специализирующиеся на проектировании атомных реакторов. На балансе НИИ приборостроения в Лыткарине - 5 небольших ядерных реакторов. 2 мощных реактора находятся на севере области - в Дубне, в профильном Институте ядерных исследований.
Предприятия местного значения, имеющие на "вооружении" потенциально опасное оборудование, по данным Экологического союза Подмосковья, исчисляются десятками. И угрозу представляет не сам по себе факт применения приборов, без которых обойтись невозможно, а устаревшие модификации оборудования и слабый контроль. Котлы, сосуды, реакторы достались нынешним хозяевам по наследству с советских времен и успели выработать свой ресурс. Денег на замену у предприятий нет. Не хватает их ни на средства локализации аварий, ни на приобретение современных систем оповещения и контроля за выбросами опасных веществ. Персонал действиям в условиях ЧС не обучен. Отделы техники безопасности на большинстве предприятий сокращены на 50-80% или ликвидированы как социалистический анахронизм.
Передоз
РАДИАЦИОННЫЙ контроль территории и объектов ведется силами МосНПО "Радон", который свозит отходы со всего Московского региона и соседних областей в крупнейший могильник радиоактивных отходов недалеко от Сергиева Посада. Но, как признают сами радоновцы, не позже чем через год-два этот могильник заполнят под завязку. Что делать дальше?
Жители западной части области тоже встревожены. Не дают покоя слухи, что эти места облюбовало Минобороны для своих таинственных опытов. По крайней мере, экологи периодически напоминают о риске облучиться, потому что в этих местах, гуляя с дозиметром, можно наткнуться на ядерные боевые заряды комплексов противоракетной обороны Москвы. Об озере Солнечное мы тоже уже писали. На пляжах этого водоема граждане любят позагорать и окунуться в теплые воды. И напрасно, т. к. здесь же находится одно из мощнейших захоронений радиоактивных отходов. Уровень загрязнения местами превышает норму в 100 раз. Часть песчаного грунта дачники растаскивают по участкам. Часть радионуклидов вымывается дождями и распространяется на приличные расстояния. Кстати, в поселке Мосрентген тоже имеются каскады водоемов, которые жители облюбовали для летнего отдыха.
Не только люди, но и природа тоже позаботилась о радиации. Подмосковные экологи на территории родного края насчитали 40 участков, источником загрязнения которых считаются подземные грунтовые воды. Специалисты объясняют это двумя причинами: с юго-западной стороны область примыкает к ураноносной зоне, а также фосфоритные отложения обогащают водоносные слои ураном и радоном. Когда эти районы исследовали ученые из МГУ, обнаружилось около сотни колодцев и скважин, не говоря о родниках, в которых содержание радона в десятки раз превышало нормативные показатели. Самая "мертвая" вода оказалась в деревне Белыничи (Зарайский район), а также в селе Осово близ Серебряных Прудов.