ПОСЛЕ того как мы опубликовали экологическую карту Подмосковья, многие читатели просили дополнить информацию о радиационной обстановке в регионе. Ситуацию комментирует президент Центра экологической политики России, член-корреспондент РАН Алексей ЯБЛОКОВ.
-СЕЙЧАС в России 12 мест, где официально захораниваются средне- и низкорадиоактивные отходы. Этим занимается государственное унитарное предприятие "Радон". Самый крупный могильник находится около Сергиева Посада. Спроектировано там было все нормально, опасности не должно было представлять для окружающих. Но все-таки с каждым годом из тех мест все больше и больше тревожных сигналов: то появилась радиация в ближайшей деревне, там радиоактивные камни обнаружили. Официально говорят: все в порядке. Но у нас есть серьезные сомнения. Требуется тщательное обследование окрестностей могильника в районе Сергиева Посада. Но закрывать его ни в коем случае нельзя. Куда иначе девать все радиоактивные отходы предприятий Москвы? В Москве свыше 100 предприятий постоянно используют радиоактивные материалы. В столице каждый год обнаруживают от 50 до 70 мест с опасным уровнем радиоактивности. Они ликвидируются предприятием "Радон" и вывозятся в Сергиев Посад. Туда, кстати, свозят отходы не только из Москвы, но и из соседних с Московской областей. Почему везут, согласно логике, не подальше от Москвы, где населения меньше, а наоборот - ближе? Здесь вопрос - в дальности транспортировки. Она должна быть минимальной.
В Подмосковье циркулируют слухи о якобы найденном контейнере с уровнем радиации 1000 мкР/ч, который везут в Электросталь через Санкт-Петербург из-за рубежа. Экологи Подмосковья, выдавая эту информацию, ссылаются на питерских коллег. В Центре экологической политики России известно о нескольких контейнерах, задерживаемых в окрестностях Петербурга. Куда они направляются и какой уровень радиоактивности имеют - неизвестно. Но 1000 мкР/ч - цифра явно завышенная, нереальная. Такой уровень в Подмосковье был зафиксирован лишь однажды. В Подольске на заводе по вторичной переработке металла до 1990 г. не было радиационного контроля. И обнаружили - слишком поздно, - что одна из печей "фонит" так сильно, что к ней и подходить нельзя. И так и осталось неизвестным, откуда взялся этот металл на вторичную переработку. Эта печь была демонтирована, какие-то меры приняты, но территория предприятия до сих пор загрязнена.
В Электростали неблагоприятная обстановка по другой причине. Там расположено предприятие по производству таблеток из урана. Тот уран сам по себе малоопасен. Но урановая пыль вредна для работников предприятия при длительном контакте. Так же опасно постоянное нахождение возле свалки отходов при условии нарушения правил эксплуатации, что бывает нередко.
В Воскресенске добывают фосфориты. Это месторождение имеет природный повышенный уровень радиации. При первичной переработке на месте (для производства удобрений) может возникать опасность. Необходима ревизия всех ядерных объектов Подмосковья. Может быть, эти ревизии и делают, но об этом мало кто знает, даже специалисты. Информация должна быть полной и доступной. На многих предприятиях для автоматического контроля сыпучих и других материалов стоят датчики. Сами по себе эти датчики не представляют опасности. Расположенные внутри радиоактивные изотопы находятся в свинцовых цилиндрах. Но известно много случаев, когда датчики похищались для того, чтобы сдать свинец в пункты вторсырья. Оставшиеся внутри доли граммов стронция или цезия выбрасываются куда попало, и они могут наделать больших бед. И в этом плане контроль на местах должен быть строже.
Всегда есть опасность вокруг ТЭЦ. Оставшаяся после сжигания угля зола содержит некоторое количество радиоактивных материалов, и постоянное нахождение рядом может быть вредно. С этим надо что-то делать - во всяком случае, обратить внимание. "Радон" выполняет большую и важную работу по утилизации ядерных отходов, и нельзя их винить в опасности объектов. Не их вина, что в прошлом, например, растащили с объектов какие-то трубы или бетонные блоки те же местные жители или дачники, опять же не информированные о том, что у них под боком.
По Москве сведения о радиации систематизированы, по Подмосковью еще необходима работа по тщательной оценке степени опасности тех или иных предприятий.