В ЭТОМ учебном году 229 столичных школ стали работать по схеме "полного дня": дети находятся здесь до вечера, занимаясь после обеда в клубах, кружках и секциях. Но нравится ли это самим школьникам? У каждого свои увлечения, свои планы на день, наконец. А готовы ли школы: у них есть свободные помещения, дополнительный штат педагогов? Чтобы на своей шкуре испытать, каково это быть учеником "полный рабочий день", я отправилась в школу N 402.
Снова пятиклассница
ВХОЖУ в кабинет русского языка, где меня ждет 5-й "Б". Девчонка с прикольными косичками спрашивает: "А где же дядька в шапке, с бородой, в очках?" Я, признаться, подумала, что она описывает портрет разыскиваемого террориста. Подтянулся еще один "бэшка": "Мы ждали старушку с трясущимся подбородком и морщинистыми руками, а ты... Неужели корреспонденты бывают такие?" И его глаза зачарованно округлились. "Никак влюбился!" - подумала я. Но мои размышления прервал кстати прозвеневший звонок.
Народ расселся по местам. После урока русского я поняла, что ни одного правила не помню. Следом была геометрия, которая привела меня в состояние абсолютного ужаса: мне всегда казалось, что площадь треугольника - это длина катета на гипотенузу и пополам. Оказалось, что все не так: "Сначала достроить до прямоугольника, потом перемножить длины сторон и поделить налопопам", как выразилась моя общительная соседка по парте. Еще на уроке евклидовой науки мы "препарировали" собачку. "Распилим ее!" - повизгивал пятиклассник на "камчатке". А задание было - посчитать площадь угловатого животного, напоминавшего скорее недоделанного мастодонта, расчленив его на равные по площади кусочки.
На уроке труда, пока помогала девчонкам выворачивать бретельки от фартучков, узнала о 5-м "Б" много нового. Здесь есть своя классная легенда про озорника, совершившего множество "подвигов", но избежавшего при этом наказания. Есть свой сердцеед-казанова. Конечно, белобрысый и лопоухий. Есть "ботаники-заучки", компанейские заводилы и тихони-недотроги. Вспомнив, что нарушила я покой пятиклассников не просто так, стала спрашивать ребят, что такое "школа полного дня". Они были удивлены, потому что такого названия не слышали. Просто рассказали, что после уроков занимаются в театральной студии, студии бальных танцев, военно-спортивном клубе, кружке вышивания, выпускают газету и еще много чего успевают делать.
Стоптанный коврик
"ДЛЯ наших ребят система "полного дня" стала привычной, - рассказывает директор Татьяна Сотникова. - У нас проводится столько дополнительных занятий, что не хватит времени все перечислить. Плюс мы делим здание с музыкальной школой, где занимаются в том числе и наши ученики. Когда дети делают домашние задания? А мы задаем совсем немного, причем большую часть ребята успевают делать прямо в школе. Для этого по некоторым предметам проводятся так называемые самоподготовки. И сразу скажу: школа - не тюрьма, и детей здесь никто насильно не держит. Они сами рады оставаться здесь до вечера". Школьники рассказывают, что учебное заведение становится для них чем-то вроде клуба для встреч. Коврики на входе здесь через неделю стираются в тоненькую тряпочку. А однажды купили половичок с зеленой пластиковой "травкой" - хватило только на три дня.
"Ты где была?" - окружили меня ставшие уже родными "бэшки". "Прогуливала", - с улыбкой отозвалась я и пожалела. Напугала детей, у которых в глазах было написано: "Прогуливать нехорошо". "Пошутила, пошутила! - спешно ретировалась я. - Что у нас там дальше по расписанию?" Оказалось, меня уже давно ждали на... прогулку. В школьном дворе накатана большая горка, с которой связаны две любимые зимние забавы: катание на "сноуборде" (по ледяной горке, стоя на куске линолеума) и вытягивание "архимедовой сопли" (ребята цепляются за основание вышки, свешиваясь на горку, - когда набирается человек двадцать, "сопля" срывается и с ревом и визгом скатывается вниз).
Порядком покалеченной на "сопле", мне оставалось отсидеть еще две самоподготовки. На английский язык и русскую литературу пошли не всем классом: кто отправился домой, чтобы перекусить, а потом вернуться, кого-то отпустил преподаватель, а кто сразу направился в музыкальную школу. Сначала ребята задавали свои вопросы. Потом с учительской помощью делали домашнее задание. Одно упражнение по английскому оставили на дом. Между тем было уже пять часов. Один полный день по насыщенности, честное слово, прошел у меня за два.