МОСКОВСКИЙ зоопарк 140 лет назад сначала хотели разместить в Сокольниках, но потом остановились на Краснопресненских прудах. Здесь он находится и по сей день. Но разве могут животные чувствовать себя комфортно в центре мегаполиса? Об этом мы говорим с директором зоопарка, членом-корреспондентом РАЕН Владимиром СПИЦИНЫМ.
- ПОЛТОРА века назад Краснопресненские пруды были окраиной Москвы, теперь же мы находимся "центрее" некуда. И это для животных не вполне удобно. В центре сильная загазованность, повышенный уровень шума. Рядом с нами проходят две заполненные автомобилями улицы - Краснопресненская и Большая Грузинская. Но повышенный уровень шума не только у нас. Например, в Берлине рядом с зоопарком находится железнодорожная линия, каждую минуту проходят электрички. Если уж люди привыкают к постоянному шуму, живут в районе аэропортов, то звери тоже подстроятся. 15 лет назад, когда встал вопрос о реконструкции зоопарка, обсуждалась возможность построить новый в Битце, где зарезервировали 200 га земли. Но потом от идеи отказались - слишком затратно - и принялись восстанавливать уже существующий зоопарк, поскольку к тому моменту он обветшал и разваливался. Но в том, что мы остались в центре, есть и свои преимущества. Москвичи годами ходят сюда, знают это место очень хорошо, привыкли к нам.
- А как на фоне ваших зверей выглядят люди?
- В последние годы поведение посетителей совершенно изменилось. К нам стали относиться с большим пониманием, заботой, стараются соблюдать чистоту. Но и без хулиганов, к сожалению, не обходится. Дети рыболовными крючками, используя в качестве приманки хлеб, ловят уток. Есть и "добросердечные" граждане, подкармливающие зверей. Хотя у каждого животного свой рацион и вмешиваться в него нельзя. Например, копытным категорически запрещен хлеб. Но посетители упорно кормят их булками, что не раз приводило к смерти животных. Отдельная история - обезьяны. Мы оградили их от народа высокими стеклами с прослойкой клея внутри. Так на что идут умные приматы - и люди, и обезьяны - начинают ковырять отверстия навстречу друг другу, через которые потом просовывают трубочки и зверей поят различными напитками, в том числе и пивом.
- Обратная сторона жизни - смерть. Как завершается жизненный путь обитателей клеток?
- Большинство наших животных после зоопарка ждет "вторая" жизнь в виде чучел в музеях: Зоологическом, Дарвиновском, Биологическом. Остальные отправляются на Люберецкий перерабатывающий завод.
- Сейчас многие в Подмосковье стали обзаводиться личными зоопарками. Как вы к этому относитесь?
- Но ведь практически все профессиональные зоологи начинали с домашних коллекций. Я, например, держал дома птиц - чижей, зорянок, щеглов, зеленушек и т. д. А вот бывший депутат Осовцов обзавелся карликовым бегемотом. Построил для своего питомца отдельный дом, проконсультировался с нами относительно содержания и обеспечил бегемота всеми необходимыми условиями проживания. Бассейн, место для выгула, зимнее помещение и много-много корма! Таких любителей я приветствую. В мире существует масса частных зоопарков. Но есть и несостоявшиеся зоологи - плоды их деятельности мы часто видим у ворот нашего зоопарка. Так недавно в коробке из-под обуви обнаружили орла очень редкого вида. Как-то нам принесли испачканного в нефти бобра. Мы его очистили и отмыли. Правда, потом возникли трения с природоохранным министерством по поводу незаконного принятия животного. Из-за существующей ныне бюрократической системы погибает масса редких видов. Так мы не дождались контрабандного леопарденка, который ждал нас на Дальнем Востоке. Пока оформлялись необходимые бумаги, какой-то браконьер застрелил животное. Был суд, преступник получил свои 6 лет, но зверя не вернешь. Я считаю, что виной тому наша страшная бюрократия. Ведь можно было сначала малыша нам передать, а потом и бумаги оформить...
- Но вы считаете, что содержать животных в клетке ради праздного любопытства посетителей гуманно?
- Животные в зоопарке живут дольше, чем на воле. Здесь нет хищников, их кормят и поят. В неволе звери плохо размножаются, а у нас успешно плодятся. Конечно, неволя накладывает свой отпечаток. Утрачиваются неусловные инстинкты. Поэтому мы мечтаем организовать загородный зоопарк по принципу "сафари", когда животные находятся в естественной среде обитания. Но для реализации этой программы нужны огромные деньги.
- Вопрос наивный, но, если бы у вас была возможность, вы бы выпустили своих питомцев из клетки на свободу?
- Никогда. Они не смогут продержаться без нас и дня. Животные, прожившие в неволе, должны долго приспосабливаться к вольной жизни и законам естественного отбора. И жест "доброй воли" обернется их гибелью.
НАША СПРАВКА
КОЛЛЕКЦИЯ Московского зоопарка - это 6500 животных более 1 тыс. видов. Они съедают в год 250 тонн сена, 150 тыс. веников, 120 тонн мяса и столько же рыбы.
ПОСЛЕ реконструкции была решена "зимняя проблема". Появились утепленные павильоны для птиц, хищников, копытных, приматов и рыб. На прудах установили специальное оборудование, чтобы продувать полынью для водоплавающих.
КАЖДЫЙ день с территории зоопарка вывозится порядка 40 тонн отходов. Но больше всего мусора остается не от животных, а от людей: пакеты, бутылки, бумажки, огрызки. В выходные дни здесь бывают до 25 тыс. чел.
НА СОДЕРЖАНИЕ зоопарка город тратит в год 200 млн. руб.
САМЫЕ старые обитатели - 76-летний кондор и 70-летний миссисипский крокодил.
ПОСЛЕДНЕЕ событие: завезли двух белых тигров - редчайший экземпляр. Надеемся на продолжение рода.