МНЕ нужно было снять квартиру. По объявлению я пришел в агентство недвижимости "Наш город" (Земляной вал, 24/32). Мне вручили договор о "предоставлении Заказчику информационно-консультационной услуги по жилым помещениям". Заплатив 2900 руб., я получил бумажку с адресом. Принялся звонить. Телефон не отвечал. Набрал номер своего менеджера Татьяны. "Телефон не отвечает? - изумилась собеседница. - Сейчас звякну хозяйке на мобильник. Перезвоните мне через 5 минут". Через 5 минут телефон Татьяны был отключен. Тогда я более внимательно ознакомился с договором и увидел строчку мелкими буквами, что "данный договор не может быть расторгнут любой из сторон в течение действия договора без письменного согласия другой стороны". Я понял, что меня кинули.
Петр К у д и н о в, корреспондент "АиФ"
Бессилие?
СТОЛКНУВШИСЬ с мошеннической "информационной услугой", предоставленной конторой "Наш город", мы обратились в милицию. В Оперативно-розыскной части (ОРЧ) N 4 при ОБЭП УВД ЦАО пообещали помочь. "У нас скопилась целая стопка таких заявлений, - рассказал начальник ОРЧ Александр Никифоров. - Только в нашем районе подобных контор работает не меньше десятка. Однако, даже зная все подробности их деятельности, мы не имеем возможности не то что посадить их организаторов за решетку, но даже прикрыть сами фирмы". Алгоритм работы мошенников следующий. При регистрации фирмы в документах среди разных видов деятельности указывают пункт "оказание информационных услуг". Потом в газетах и на столбах размещаются объявления о сдаче квартиры "напротив Кремля за 150 долл." На них клюют люди, не располагающие достаточным количеством средств для обращения в серьезную риэлторскую компанию. А ушлые деляги редко берут за свои "услуги" суммы, подпадающие под статью об экономических преступлениях. Соответственно, такие дела рассматриваются не ОБЭПом, а территориальным ОВД, итогом обращения в которые чаще всего становятся отказы в возбуждении уголовных дел.
"Мы провели проверку "Нашего города", - рассказал оперативный сотрудник ОБЭПа Виктор Малахов, - сделали контрольную закупку, выяснили настоящие адреса указанных в выданных нам бумагах телефонов. Организаторы бизнеса отнеслись к своему делу серьезно: как правило, за этими телефонами скрываются "закрытые" военные объекты, которых нет в электронных базах и справочниках. Когда человек приходит обратно в контору, ему показывают подписанный его же рукой акт приема информации. Эта бумага не позволяет потерпевшему предъявить фирме какие-либо претензии. За 2 часа, которые я провел в "Нашем городе", договоры подписало больше 3 десятков человек. Значит, в день бывает не менее 100 клиентов. С каждого брали по 100 долл. Получается, что за сутки могут зарабатывать примерно 10 тыс. долл., 300 тыс. долл. в месяц!" Подполковник Никифоров уверен, что за фирмами-однодневками стоит организованная группа злоумышленников, которая, закрывая одну контору, тут же открывает другую: "Все указанные в учредительных документах лица - "мертвые души". Они либо потеряли свои паспорта, либо вообще уже на том свете. А менеджер, заполняющий договоры, - наемный работник. Ей платят деньги за то, что она подписывает бумаги. Доказать ее вину сложно. Даже если в ходе оперативных мероприятий мы выйдем на реального хозяина фирмы, для предъявления ему обвинения не хватит улик".
Ненаказуемо?
ПО ИТОГАМ работы милиционеров Басманная межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 159 УК "Мошенничество". Однако, по мнению следователей и сотрудников ОБЭПа, довести дело до суда и добиться обвинительного приговора для кого-либо из работников "Нашего города" будет крайне сложно. "Пострадавшие очень редко приходят в милицию, - рассказывает и. о. зампрокурора Басманной прокуратуры Елена Ярлыкова. - А для возбуждения уголовного дела и подведения под него доказательной базы необходимо выявить умысел на совершение преступления. Чаще всего граждане, обращающиеся в подобные фирмы, - иногородние. Когда они понимают, что их обманули, идти в органы внутренних дел у них не хватает характера. К тому же подобные дела сложно расследовать из-за недолговечности существования фирм. Как только мы начинаем копать под какую-либо контору, она оказывается закрытой, а на ее месте возникает другая. Ясно, что подобные фирмы открывают мошенники, но доказать это практически невозможно".
По сведениям пресс-секретаря столичного УБЭПа Филиппа Золотницкого, сегодня в Москве действует более сотни подобных фирм. Простое умножение их среднего дневного заработка в 10 тыс. долл. дает сумму оборота криминального бизнеса - до 1 млн. долл. в сутки! "В этом году нам удалось задержать группу из 11 человек, занимавшихся таким видом коммерции в САО, - рассказал Ф. Золотницкий. - Поскольку оперативная работа была проведена на высоком уровне, надеемся, что дело дойдет до суда и виновные понесут наказание. Это станет прецедентом и позволит начать более плотное преследование таких фирм по всему городу".
На данный момент фирма "Наш город" продолжает работать - обманывать ищущих жилье граждан. Ни у прокуратуры, ни у милиции нет прав на приостановление ее деятельности. Сделать это может только суд. Однако когда до этого дойдет и дойдет ли вообще - неизвестно.
Михаил ГОРОХОВСКИЙ, президент Московской ассоциации гильдии риэлторов:
- ДЛЯ ТОГО чтобы собирать достоверные сведения о сдаваемых квартирах, необходимо давать обширную рекламу и иметь постоянно обновляемую базу данных. При штате в 2-3 человека это невозможно. Советую обращаться в крупные агентства недвижимости с большим опытом работы. Там сделка проходит НА ТЕРРИТОРИИ СДАВАЕМОЙ КВАРТИРЫ. При этом съемщику остается только подписать грамотно составленный договор аренды (его предоставляет риэлторская контора). Проверку права арендодателя сдавать квартиру проведет агентство. Оно же застрахует ответственность съемщика на случай пожара или залива соседей и предоставит гарантии на случай мошенничества. На сегодня плата за подобные услуги равна цене одного месяца найма жилья. То есть при цене однокомнатной квартиры в 300-400 долл. в месяц (более дешевых вариантов сейчас в Москве нет!) столько же стоят услуги риэлтора.