РАДОСТНО поморгав красным и желтым цветом, светофор на довольно оживленном перекрестке вдруг... погас. Мой автомобиль оказался первым в череде желающих проехать, и, услышав сзади сердитое бибиканье, я вынужден был выползти на "ничейную" проезжую часть. И хотя было ясно, что у трехглазого регулировщика просто перегорела лампочка, в мою душу закрался страх. А вдруг подобная неисправность случилась и с его собратом, на котором сейчас должен был бы гореть запрещающий сигнал для потоков, идущих справа и слева? И почему в нашей столице вообще такое возможно?
В ОТДЕЛЕ пропаганды столичного управления ГИБДД мне объяснили, что инспектор ДПС, заметивший поломку светофора, может лишь подать заявку в специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГУВД (СМЭУ) г. Москвы. Возвращать рассудок обезумевшему агрегату будут уже специалисты этого самого управления. Причем по ГОСТам, принятым еще в 70-е гг., на это им дается трое суток. А в случае холодной погоды внутриведомственный приказ прибавляет к этому сроку еще два дня. Хотелось бы напомнить, что за прошедшие годы количество машин в Москве выросло минимум в 10 раз. И если светофоры будут ремонтировать, соблюдая сроки, указанные в ГОСТах, городу грозит полный паралич.
Сейчас в Белокаменной около 1600 светофоров. Примерно каждый 20-й из них работает со сбоями. "Чаще всего светофоры выходят из строя из-за перегоревших ламп, - объясняет заместитель начальника СМЭУ Валерий Осташев. - Большая часть нашей аппаратуры работает круглосуточно. Если прибавить к этому погодные условия - дождь, ветер, снег, то нет ничего удивительного, что трехглазые постовые часто "летят". Когда происходит обрыв общего провода, ток идет сразу на все лампы и светофор загорается всеми огнями. 6 лет назад мы начали устанавливать новое поколение светофоров, где лампы заменены на светодиоды. Такие механизмы более надежны. Уже сейчас на улицах города 15-20% всех светофоров - нового поколения. Однако светодиодный стоит в 3-4 раза дороже обычного. Современная микропроцессорная техника, установленная примерно на 60% наших объектов, в случае возникновения неисправности автоматически переключается на режим желтого мигания. Оборудовать таким же образом все остальные аппараты мы не можем из-за недостаточного финансирования".
Раз в 10 дней специалисты осматривают каждый светофор. Но при этом даже не всегда протирают стеклянную линзу, довольно быстро мутнеющую от уличной пыли. Инструкция обязывает чистить приборы "по мере загрязнения, не реже 1 раза в месяц". При этом понимание того, что значит "по мере загрязнения", у сотрудников СМЭУ и автолюбителей подчас весьма различно. К примеру, разглядеть, какой сигнал силится подать светофор на Смоленской площади из-под толстого слоя грязи, весьма сложно. Особенно при бликующем дневном свете.
В случае, когда по вине аварийного светофора происходит ДТП, пострадавшие водители могут требовать компенсацию через суд. Однако, по словам Валерия Осташева, работники Фемиды редко признают вину техники. Зам. начальника СМЭУ уверен, что многие современные водители не знают правил проезда перекрестков при выключенном или неработающем светофоре.
Сейчас при СМЭУ открыта круглосуточная диспетчерская, в которую на работу светофоров может пожаловаться любой гражданин. Тел: 127-23-13 и 127-23-81. Сотрудники СМЭУ обещают заняться поломкой в течение суток.