ИЗВЕСТНЫЙ парадокс: москвичи о главных достопримечательностях своего города знают лишь в принципе. Вот, например, давно ли вы были в Алмазном фонде - обязательном пункте осмотра каждого иностранного туриста. Их наше достояние волнует и интересует, а нас? Во всяком случае, когда мы отправились в Алмазный фонд, ни единого москвича там не было. Хотя, казалось бы, заплати 60 руб. за полный билетик или 30 руб. за льготный, еще 60 руб. за сумку в камере хранения - и иди себе, наслаждайся государственными сокровищами. И в первую очередь таинственными углеродами чистейшей воды (то есть алмазами), у каждого из которых своя причудливая, а то и кровавая история.
Жвачкой по достоянию
ИСТОРИЯ с камнем. Алмаз "Орлов" - главное украшение скипетра российских императоров. Рассказывают, что сначала он был глазом индийской статуи Брахмы и носил название "Море света". В начале XVIII века французский солдат украл камень, и он попал к персидскому шаху. Будучи еще несколько раз утерянным, украденным и перекупленным, "Море света" случайно оказался в руках русского ювелира Лазарева. Тот нанял кавказца, которому вскрыли бедро и вживили камень туда. В кровавом сейфе из плоти алмаз переехал из Индии в Петербург, где и был приобретен графом Орловым.
Впрочем, галдящим детям, обступившим "Орлова" со всех сторон, о столь жестоких деталях не рассказывают. И без того за 45 минут экскурсии они своими вопросами успевают довести музейных работников почти что до белого каления. Ковровое покрытие скрадывает шум шагов, поэтому разговоры слышны довольно отчетливо. "А вон тот брюлик сколько стоит?" - снисходительно спрашивает упитанный мальчик, чавкая жвачкой. "Ой, смотри, как переливается! - девочка завороженно смотрит на Большую императорскую корону. - Ма-ам, ну ма-ам, если я на Новый год буду Снегурочкой, сделай, чтоб у меня так же переливалось!" В разноголосицу вплетается усталый, но хорошо поставленный голос экскурсовода: "Уважаемые посетители, пожалуйста, не бросайте жевательные резинки на пол, помните, что вы находитесь в Алмазном фонде России, и все, что здесь находится, - наше национальное достояние. Относитесь к нему и к себе с уважением". Упитанный мальчик с "брюликами", воспользовавшись темнотой, все же кинул на пол жвачку, тут же намертво прилипшую к ковру.
Хранить вечно
"ЭТО ПЕТР I решил, что принадлежащие государству вещи нужно хранить для потомков, приказал собрать в одном помещении орденские знаки, парадные украшения, символы государственной власти, - рассказал нам главный хранитель Алмазного фонда России Евгений Гапанюк. - При Романовых так называемая Бриллиантовая комната служила не только хранилищем, но и своеобразной "ювелирной костюмерной" государей. Сюда они приходили выбирать украшения для торжественных случаев... Но сейчас регалии из хранилища не выносятся, разве что для важных выставок, скажем, за рубежом. Знаете официальную формулировку Алмазного фонда? "Хранить вечно". То есть ни при каких обстоятельствах, ни на какие неотложные нужды государства из фонда нельзя взять ни единого камешка, хоть бы и небо упало на землю. Даже когда немцы рвались к Москве и в городе была паника, все ценности были эвакуированы. И, представьте себе, по послевоенной инвентаризации, которая проводилась под личным контролем Лаврентия Берии, было зафиксировано "полное соответствие ценностей учетной документации". Пол-но-е! Никакой усушки-утруски! Все вечно, и все неизменно".
С тех пор как в 1967 г. открылась в Кремле выставка Алмазного фонда, ни один экспонат не сменил своего насиженного места. Максимум, что позволяется, это со всевозможной аккуратностью и почтением дополнить экспозицию некоторыми новыми поступлениями. Тем более что Алмазный фонд в отличие от других музеев не имеет права самостоятельно изменять концепцию выставки - каждый новый экспонат может быть принят только по распоряжению правительства. В последний раз это было около 20 лет назад. "Диадемы "Русская красавица", "Русское поле" и украшение "Роза" были добавлены в экспозицию еще в 80-е гг., - продолжает Евгений Германович. - Эти уникальные произведения созданы ювелирами В. Николаевым, В. Ситниковым, Г. Алексахиным и В. Жилиным, трудившимися в экспериментальной лаборатории Гохрана. И сегодня эта лаборатория существует, но мастеров такого уровня не осталось. Работа с драгоценными металлами требует огромного напряжения, ювелир не имеет права на ошибку. Любое неловкое движение, и бесценный материал будет испорчен. А каждый миллиграмм золота и даже самый маленький камешек на счету".
История с камнем. Алмаз "Шах". В 1829 г. в Тегеране убивают русского дипломата и писателя А. С. Грибоедова. Правительство России требует наказания виновных. Испуганный шахский двор отправляет в Петербург сына шаха Хосров-Мирзу, который везет в дар царю алмаз "Шах". Так этот камень оказался в Алмазном фонде России.
По словам главного хранителя, наш Алмазный фонд - самое крупное хранилище драгоценностей в мире: "Больше кейптаунского и колумбийского". Но назвать точную цифру хранимых драгоценностей Евгений Германович наотрез отказался. Это - государственная тайна!
НАША СПРАВКА
Самый большой алмаз в коллекции Алмазного фонда "ХХVI партсъезд" - 342,57 карата.
Здесь хранится и самый большой в мире золотой самородок "Большой треугольник" - 36 кг, найден в 1842 г. Никифором Сюткиным.
В коллекцию принимаются алмазы начиная с 25 карат. С мелкими не связываются.
Недавно завершилась реставрация Большой императорской короны. И теперь она может спокойно лежать на герметическом стенде следующие 100 лет.
В выставочном зале специально нет окон. Алмазы под влиянием солнца могут утратить чистоту. Поэтому здесь свет рассеянный, искусственного происхождения.
Смотрите также: