НЕУДОБНАЯ одежда с лейблами Версаче и Дольче&Габбана, "глючные" компьютерные программы и "тряпочные" копии с пиратских компакт-дисков и кассет, нерастворяющийся растворимый кофе и неполезные для здоровья лекарства. Контрафактная продукция вольготно чувствует себя на рынках и в магазинах Белокаменной. Уже более десяти лет правоохранительные органы и власти столицы давят грузовиками контрафактные видеокассеты, устраивают облавы на подпольные мастерские. Однако воз подделок и ныне там.
Хозяин в доле
ПРИЧЕМ с каждым годом фантазия мошенников, выпускающих фальшивки, все изощреннее: для того чтобы идти на шаг впереди самых новых изобретений в сфере безопасности, они вкладывают немалые деньги в экономическую разведку, воровство технологий и подкуп нужных людей. Так, несмотря на то что музыканты и продюсеры прячут свежие записи и фильмы в сейфах, нередко их творения еще до официального выхода расходятся по сходной цене в ларьках.
"Да, я торгую пиратскими копиями на кассетах и компакт-дисках, - гордо говорит продавец "Горбушки" Виталий О. - А почему мои сограждане, получающие зарплату в десятки раз меньше, чем те же американцы, должны тратить деньги, к примеру, на выборную кампанию калифорнийского губернатора Арнольда Шварценеггера? Да и с российскими звукозаписывающими магнатами тоже не совсем ясно - ну не в состоянии большинство россиян покупать "родные" диски той же Пугачевой за несколько десятков долларов". У Виталия все компакты стоят 110 руб. Из разговора с продавцом я выяснил, что себестоимость такого диска не превышает 15 руб. вместе с коробкой и блеклой полиграфией.
Раньше поставщики заказывали продукцию в Болгарии и Китае, теперь штампуют CD прямо в Подмосковье. "Не открою большого секрета, - продолжает Виталий, - многие продюсеры, зная, что запись все равно уплывет, сами передают ее пиратам, с которыми состоят в доле. Так удается убить сразу нескольких зайцев: уйти от налогов и получить свою долю прибыли, не делясь с исполнителем, контролировать продажи, добиться сносного качества звука".
Правда, в последние годы ситуация на аудио- и видеорынке немного улучшилась. Причем, по признанию сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями, решающую роль в этом сыграли не карательные меры, а СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ЛЕГАЛЬНО ИЗГОТАВЛИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ. Ведь если разница между родным и пиратским диском составляет пару десятков рублей, любой покупатель с радостью приобретет настоящий.
Тряпки и мазилки
ОДНАКО в других областях, также страдающих от засилья контрафактной продукции, подобные методы не работают. К примеру, подавляющее большинство одежды, парфюмерии и косметики, продающееся на столичных рынках, не имеет абсолютно никакого отношения к громким именам торговых домов, указанных на их лейблах. По признанию торговцев, эти товары делаются в тех же странах, что и настоящие. "А что вы хотите за 50 долларов? - спрашивает продавщица джинсов Наталья К. - Если есть лишние деньги, идите в бутики. Но имейте в виду - чаще всего ведущие дома мод заказывают одежду в тех же регионах, а подчас и на тех же заводах, где производят левак. Разница может быть только в качестве материалов". Да и то не факт, ведь известны случаи, когда фабрики, на которых изготавливались коллекции обуви, просто увеличивали тираж ботинок в несколько раз. А на вещевом рынке-бутике (так его позиционируют хозяева) ЦСКА не раз изымались куртки от Гуччи стоимостью свыше 500 долл. В действительности эти вещи шились в Подмосковье. По данным столичных милиционеров, подделки встречаются и в настоящих магазинах "высокой моды".
Наказать торговцев левым тряпьем сложно. Хотя бы потому, что многие российские представители мировых модельеров отказываются участвовать не только в экспертизах, но и в судебных слушаниях по делам пиратов. "А в таком случае обвинение в использовании торгового знака рассыпается - потерпевшего нет, - рассказывают сотрудники московского УБЭП. - Мы можем настаивать лишь на наказании за незаконное предпринимательство".
Колбаски и таблетки
ЛАДНО одежда или диски. Самое страшное, что продаются фальсифицированные лекарства и пищевые продукты. Недавняя проверка Госторгинспекции в сетевых супермаркетах "Копейка", "Пятерочка" и "Петровский" выявила серьезные нарушения в составе продававшегося сгущенного молока. К примеру, молочные жиры в этих консервах были заменены на растительные. Несоответствие госстандартам не могло не сказаться на вкусовых качествах продукта - сгущенка водянистая и невкусная. А ведь эти товары изготавливались на больших молочных комбинатах, а не в подпольных мастерских.
А не так давно милиционеры накрыли крупную контору, якобы занимавшуюся утилизацией просроченной продукции. На самом же деле в подпольных цехах перебивались даты изготовления, а потом продукты снова возвращались на магазинные полки. Получается, что, прикрыв мелкооптовые рынки, торговцев которых несколько лет назад обвиняли в продаже некачественных или испорченных товаров, власти города поменяли шило на мыло. Ведь в отличие от западных российские супермаркеты не обязаны нести ответственность или проводить экспертизы товара, представленного в их залах.
Еще интереснее дела обстоят в фармацевтической отрасли. Так, по мнению экспертов, ОТ 10 ДО 40% ВСЕХ ЛЕКАРСТВ В МОСКВЕ - ПОДДЕЛКИ. Сотрудник одного из отделов столичного УБЭП, попросивший не называть его фамилии, рассказал, что фальшивые лекарства чаще всего изготавливаются на тех же линиях, что и настоящие. Только это происходит "в ночную смену". И хотя ни состав, ни упаковка таких препаратов ничем не отличаются от настоящих, государство теряет на этом бизнесе миллионы долларов - ведь все налоги от продаж идут мимо кассы. "Нечистоплотные производители получают выгоду, даже если подлог, заключающийся в отсутствии необходимых документов, все же выявляется, - объяснил милиционер. - Проведя экспертизу (также за государственный счет), коммерсанты заново упаковывают нормальные с точки зрения содержащихся веществ таблетки в новые обертки и опять пускают их в продажу".
Книжки мимо автора
ТАК ЖЕ "химичат" и некоторые книжные издательства. Авторы иногда обнаруживают на рынке книжки с собственными произведениями, сделанные в каких-то малознакомых типографиях. Понятно, что идет левая допечатка тиража. Это позволяет издательству - законному владельцу рукописи - не платить автору по договору, государству - налоги.
Получается, что бороться с контрафактной продукцией не получается, потому что в ее присутствии на рынке заинтересованы не только сами пираты, но и изготовители настоящего честного продукта. Не говоря уже об оптовых и розничных продавцах. И в этой ситуации любые усилия правоохранительных органов не будут эффективными. И пока сами покупатели, которых не устраивает качество товаров, не начнут через суд разорять изготовителей контрафакта или магазины, где он продается, дело вряд ли сдвинется с мертвой точки.
Филипп ЗОЛОТНИЦКИЙ, начальник пресс-группы УБЭП ГУВД г. Москвы:
- НА МОЙ взгляд, основной причиной изготовления и продажи в Москве такого количества фальшивых товаров является стойкий спрос на них. Чаще всего подделывают продукцию известных фирм или широкоразрекламированные бренды. За текущий год по статье об изготовлении контрафактной продукции наше управление возбудило несколько сотен дел. Однако суды, как правило, назначают за подобные преступления только условные сроки и штрафы. Приговоры с лишением преступника свободы очень редки. Ясно, что подобные наказания недостаточно серьезны. Тем более что существуют схемы ухода от наказаний: например, хозяин торговой точки утверждает, что ничего не знал о продаже пиратской продукции. В этой ситуации страдает только продавец, который чаще всего является наемным рабочим из ближнего зарубежья. Да и штрафы, налагаемые судами, не сильно бьют по карману пиратов-коммерсантов. Ведь один небольшой заводик, изготавливающий поддельные компакт-диски, за год производил несколько десятков миллионов штук. При таких объемах убыток в несколько тысяч рублей незаметен.