РУКОВОДСТВО метрополитена объявило о том, что намерено установить в подземке датчики, контролирующие состояние воздуха и выявляющие токсичные вещества. Пока только на "Белорусской", затем, как говорится, в зависимости от успехов эксперимента. Неужели борьба с терроризмом в российской столице стала принимать реальные формы?
КАК выяснилось, к терроризму данные меры отношение имеют весьма отдаленное. "Это инициатива Главного управления ГО и ЧС Москвы, - пояснили в пресс-службе метрополитена, - и она связана с реализацией городской экологической программы. Нас попросили выделить одну станцию для проведения эксперимента - мы дали согласие. Скорее всего, это будет "Белорусская"-радиальная, хотя окончательное решение еще не принято. Мы даже не знаем, что это будет за прибор".
Москвичам, слава богу, в отличие от жителей Токио неведомо, что такое химическая атака в метро. И хорошо, что городские власти принимают меры, чтобы в этом неведении мы оставались и дальше. Но ведь помимо отравляющих веществ химического происхождения существуют другие способы массового убийства людей. "Тротил", "гексоген" - значение этих слов москвичам объяснять уже не нужно. Именно с ними мы связываем угрозу терактов в столице. Есть ли приборы, способные защитить пассажиров метро от шахидов со взрывными устройствами? Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось позвонить в Новосибирск, в Конструкторско-технологический институт геофизического и экологического приборостроения. На протяжении последних 30 лет там ведут разработки по созданию портативных экспресс-приборов для обнаружения взрывчатых веществ.
"У нас есть три типа подобных приборов, есть заказы от МВД, ФСБ, таможенных служб, - говорит директор института Владимир Грузнов. - Большой спрос на продукцию со стороны США: у наших хроматографов рекордная по мировым меркам чувствительность. Кое-какие приборы испытывали в аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево", но что касается Московского метрополитена, то это предприятие никакой инициативы пока не проявляло. Правительство Москвы знает о наших разработках (мне там приходилось выступать консультантом по одному научному проекту), но, насколько я понял, особого интереса к нашей продукции столичные власти пока не проявили".
Конечно, применение газовых анализаторов в метро - штука хлопотная. Но, как признается Владимир Грузнов, последняя разработка его института, пока еще не доведенная до производства, будет гораздо эффективнее. Учуять взрывчатое вещество этот прибор сможет всего за пару секунд. "Если будет интерес заказчиков, стоимость такого устройства при массовом выпуске можно снизить до 10 тыс. долл.", - считает Грузнов.
Доход Московского метрополитена за прошлый год составил почти 9 млрд. руб. Может, имеет смысл раскошелиться на новое оборудование?