МЫ не умеем достойно обращаться с б/у вещами
ПОМОЙКА вместо благотворительности
ГОРОД не хочет быть посредником
СТАРЫЕ, но вполне работающие утюги, чемоданы поношенной одежды, три набора посуды еще со свадьбы - все это десятилетиями копится в квартирах, занимая место и привлекая моль с тараканами. Выкинуть жалко, вдруг пригодится? Не надо себя обманывать: не пригодится. От ненужных вещей нужно избавляться, но с умом. Чем устраивать из квартиры склад, лучше и благороднее отдать ненужную одежду и предметы обихода нуждающимся.
В ЛЮБОМ европейском городе можно найти пункты приема одежды, домашней утвари, спортинвентаря, да любых предметов из дома или гаража. В парках, рядом с больницами, магазинами обязательно стоят ящики с надписями вроде "Собираем вещи для бездомных, спасибо за вашу доброту". Кроме того, за рубежом горожане привыкли к тому, что регулярно мимо их дома проезжает машина, куда можно положить уже подготовленные тюки. Сотрудники подобных благотворительных служб раздают населению специальные сортировочные пакеты. Куда отправляется львиная доля такой одежды? Правильно, в секонд-хенды.
Город отказался
ПО ЛОГИКЕ вещей, московские секонд-хенды должны не только продавать вещи, но и принимать их у населения. По крайней мере, так работают "вторые руки" за рубежом. Но бесполезно пытаться отдать что-либо в любой подобный магазин. "Мы работаем с прямыми поставками из Дании и Финляндии, исключительно английские и немецкие товары, никаких пунктов приема для населения", - ответили мне в десятке московских фирм. Бизнесменов-"бэушников" можно понять: покупают весовой товар, десять раз проверенный и обработанный сансредствами. Иностранцы шлют вещи в хорошем состоянии: там не принято занашивать одежду до дыр, а потом предлагать ее другим людям. А покупка одежды у москвичей означает постоянную нервотрепку, огромное количество работы и пристальное внимание санэпиднадзора.
Чиновники не хотят заниматься проблемой старых вещей. В Департаменте потребительского рынка и услуг нам сказали, что в Москве достаточно комиссионных магазинов (вероятно, никто из начальства не пробовал сдать туда одежду). В Моссанэпиднадзоре этим вопросом также никто не занимается. Только в Департаменте соцзащиты населения нашлись заинтересованные. Но с оговоркой: речь идет только о ПРИЕМЕ одежды. В каждом центре соцобслуживания, центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания принимают вещи от населения, которые потом подвергаются санобработке. Что касается подержанной бытовой техники, в районном ОСЗН ее не примут, мотивируя тем, что подобные вещи должны быть новыми.
А сколько в Москве пенсионеров, которые живут без телевизора, потому что допотопный "Рубин" навеки погас, а денег на покупку нового нет. А если сломались холодильник, телефонный аппарат, радиоприемник? Десяткам тысяч москвичей нужны предметы домашнего обихода. Не меньшее количество жителей столицы не знает, куда деть ненужные вещи. А ПОСРЕДНИКА НЕТ - город отказывается, коммерческие фирмы тем более. В результате вещи или пылятся на балконах, или отправляются на помойку. Американцу и в голову не придет их выкидывать, а у нас нет культуры, нет традиции помощи более бедным, чем ты сам.
Нужна система
КАК-ТО мои друзья пытались пристроить старый холодильник. Развешивать объявления со своим номером телефона побоялись. Безуспешно пытались узнать, нет ли городских организаций помощи малоимущим, потом позвонили в ближайшее отделение соцзащиты и спросили, не требуется ли какой-нибудь старушке холодильник. Их обозвали мошенниками, которые дурят голову несчастным старикам, а потом переписывают квартиру на себя, и пригрозили милицией. Тогда друзья сами пришли в отделение дневного пребывания ЦСО, где тут же наткнулись на группу пенсионеров из хорового кружка. Слова "кому-нибудь нужен холодильник?" произвели магическое действие, агрегат был тут же пристроен.
Непонятно, почему в нашем городе, где из бюджета идут большие деньги на выплату всяческих пособий, благотворительность - личное дело каждого человека. Если в Москве наладить систему сбора вещей, аналогичную зарубежной, люди с радостью станут отдавать излишки. Не нужно заново изобретать велосипед и создавать новый комитет или управление. Кто лучше всех осведомлен о проблемах малоимущих москвичей? Органы соцзащиты и, безусловно, социальные работники. Они про своих подопечных всю подноготную знают. Может быть, надо в РУСЗН сделать доску объявлений. Или открыть горячую телефонную линию, организовать в каждом районе пункты приема и микроволновых печей, и утюгов, и журналов "Новый мир", накопленных за 20 лет.
И самое главное - оповестить москвичей, где их ждут с ненужными им вещами. Можно по радио, телевидению, через газеты (мы сами с радостью опубликуем эти списки) и объявления в ДЕЗах, поликлиниках и в других местах массового посещения.
Как пристроить некоторые вещи, если вы можете их сами отвезти
Людмила СТЕБЕНКОВА, депутат МГД, член Комиссии по социальной политике:
- В КАЖДОМ районе есть центр социального обслуживания. Еще один вариант - прийти к депутату своего избирательного округа, у него собрана информация о нуждающихся жителях. Кроме того, в столице существует несколько десятков негосударственных благотворительных организаций и фондов, например фонд помощи "Благовест". Откройте телефонный справочник, там вы найдете номера интернатов, пансионатов для инвалидов и престарелых, домов ребенка и детских приемников. Любое религиозное общество или община возьмет одежду и обувь, чтобы раздать обездоленным прихожанам, вещи можно оставить в любом храме. Книги с журналами пойдут в районные библиотеки, музыкальному центру с кассетами или дисками обрадуются в детском доме, как и игрушкам со спортинвентарем. Только уважайте других людей - все, что вы отдаете, должно быть в рабочем состоянии, вымыто, вычищено и упаковано. Когда собирали вещи для пострадавших в Беслане, некоторые граждане приносили одежду, следуя принципу "На тебе, Боже, что нам негоже".